Просмотр полной версии : ГАЗ (автобусы)
Kamaz-Master
06.11.2009, 08:57
ГЗА-651
http://www.100avtostranic.ru/pic/gza-651.jpg
Автобус модели «651» для внутрирайонного сообщения сначала как ГЗА—651 выпускался горьковским заводом автобусов (ныне ГЗСА), затем, с 1950 года павловским автобусным заводом (ПАЗ). В 1958 году машина была модернизирована и как ПАЗ—651А, а позже КАвЗ—651А изготовлялась на заводах в Павлове-на-Оке и Кургане. Кузов автобуса — трехдверный с деревянным каркасом боковин и стальной наружной обшивкой — смонтирован на шасси ГАЗ— 51. Выпускалась также грузопассажирская модификация, ПАЗ—651Г с откидными боковыми сиденьями на 14 мест и задней дверью. Груз размещался в средней части салона и закреплялся ремнями. Масса ПАЗ—651Г в снаряженном состоянии — 3600 кг.
Годы выпуска — 1949—1958;
число мест: для сидения 19, общее — 23;
колесная формула — 4X2;
двигатель: тип — четырехтактный, карбюраторный, число цилиндров — 6, рабочий объем — 3485 см3, мощность — 70 л. с./51 кВт при 2800 об/мин;
число передач — 4;
главная передача — конические шестерни;
размер шин — 7,50—20 дюймов;
длина — 6170 мм;
ширина — 2360 мм;
высота — 2625 Мм;
база — 3300 мм;
колея колес: передних — 1589 мм, задних — 1650 мм;
масса в снаряженном состоянии — 3750 кг; наибольшая скорость — 70 км/ч.
Этот автобус воистину можно считать реликвией советского автобусостроения. Многие его одногодки и даже собратья помоложе давно порезаны на металлолом или существуют только в виде музейных экспонатов, а эти автобусы даже через 60 лет после начала производства исправно бегают по улицам наших городов. Но в далёкие 40-е никто даже не мог предположить, что эта модель будет столь популярна и долговечна. Именно в послевоенные годы остро встала проблема нехватки небольших автобусов для городов и сельской местности с небольшим пассажиропотоком. Главным требованием был не комфорт, а высокая ремонтопригодность и простота конструкции. именно таким автобусом стал ГЗА-651
Серийный выпуск
В 1949 году на заводе в Горьком начался серийный выпуск автобуса ГЗА-651. По своей конструкции автобус был максимально унифицирован с выпускаемым в то время ГАЗ-51. Но скоро стало ясно, что завод не в состоянии одновременно выпускать в большом количестве и ГАЗ-51, и автобус. Кроме того, завод выпускал и легковые автомобили. Поэтому было решено перенести производство автобусов в город по соседству, в Павлово-на-Оке. Так появился Павловский автобусный завод, а модель автобуса сменила индекс на ПАЗ-651.
Модернизация
Шасси для производства автобусов доставлялись на новый завод своим ходом - расстояние между городами составляло 76 километров. После модернизации ГАЗ-51 автобусы ПАЗ-651 также модернизировались - машина получила центральный тормоз барабанного типа. Это произошло в 1955 году. Кроме того, в том же году на ПАЗе был создан опытный автобус, базировавшийся на металлическом каркасе - до этого все автобусы имели деревянный каркас кузова. Позже, когда был построен автобусный завод в городе Курган, автобус с металлическим каркасом стал выпускаться в Кургане под индексом КАвЗ-651А.
Аналоги
Курганские автобусы были точной копией ГЗА-651 и ПАЗ-651. Изначально все автобусы этой серии внешне отличались от ГАЗ-51, но позже в целях удешевления производства передняя часть кузова была унифицирована с ГАЗ-51. КАвЗ-651А и ПАЗ-651 выпускались одновременно до 1961 года. В начале 60-х на ПАЗе стали готовиться к выпуску нового автобуса вагонной компоновки, разработанного собственными силами, а КАвЗ продолжал выпуск старой модели, но с некоторыми модернизациями. В частности, модернизированная модель КАвЗ-651Б имела отопитель салона, располагавшийся под основанием кузова с правой стороны.
Копии
Многие небольшие авторемонтные заводы в те годы имели возможность самостоятельно производить кузова для автобуса ГЗА-651 - настолько простой была технология изготовления. На фоне всеобщего дефицита автобусов в стране появились точные копии ГЗА-651 - их делали Рижский автобусный завод (Латвия) и Тартуский авторемонтный завод № 3 (Эстония). Очень похожие на ГЗА-651 автобусы делали авторемонтные заводы в Щекине и Скуратово (Тульская область), Киеве (Украина), Семёнове (Горьковская область), Тосно (Ленинградская область), Каунасе (Литва) и Апшеронске (Краснодарский край). Большинство заводов занимались одновременно капремонтом автобусов ПАЗ-651 и КАвЗ-651 и производством автобусов на шасси ГАЗ-51. И в том и в другом случае на шасси монтировался кузов собственной конструкции.
Открытая версия
В курортных местностях авторемонтные предприятия создавали специальные прогулочные автобусы на шасси ГАЗ-51 с открытым кузовом. Наиболее известной моделью является "Рица" - автобус, производившийся Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления. Всего было создано около 100 экземпляров таких автобусов как на стандартном шасси на 19 посадочных мест, так и на удлиненном шасси - 23-х местные. Автобус оборудовался брезентовым тентом, который можно было раскрыть в случае дождя. Существовали также однотипные автобусы "Крым".
Модификации автобуса ПАЗ-651/КАвЗ-651
ПАЗ-651Г - грузопассажирский автобус. Откидные сиденья располагались вдоль бортов, в случае необходимости они могли быть закреплены на боковых стенках; всего имелось 15 посадочных мест и одно место кондуктора. Конструкция кузова была комбинированной - основание кузова и каркас крыши выполнялись из металлического профиля, а боковины имели деревянный каркас. Автобус был предназначен для эксплуатации в сельской местности, а также для работы в качестве ритуальной машины.
ПАЗ-653 - санитарная машина, широко использовавшаяся в качестве машин скорой помощи в 50-х годах. Фактически эта модель имела гораздо более общего с грузовиком, чем с автобусом. Производство ее было перенесено с Горьковского автозавода на Павловский чуть позже, чем 651-ой модели - в 1953 году. До 1956 года кузов и кабина монтировались на самом шасси и составляли единое целое, в их основе лежал деревянный каркас. Позже кузов стал монтироваться на шасси с готовой цельнометаллической кабиной грузовика ГАЗ-51. В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). ПАЗ-653 использовался также в качестве машины для перевозки заключенных. Существовал и армейский вариант санитарной машины на шасси ГАЗ-63, он назывался АС-1.
ПАЗ-654 Штабной автобус, выпускавшийся для нужд Министерства обороны на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-63. Всего было сделано не более 10 машин этой модели. Кузов был частично остеклен, внутри салона размещались закрепленные столы и сиденья, радиоаппаратура, стойки для хранения стрелкового оружия и средств пожаротушения. На крышу сзади вела лестница, которая использовалась для быстрого развертывания антенн.
ПАЗ-657 - Фургон для перевозки хлеба на базе автобуса ПАЗ-651, выпускавшийся в 1954-1958 годах. Имел деревянный каркас грузовой части кузова, разделенного на четыре отсека, в которых помещались рядами в направляющих лотки с хлебобулочными изделиями. В кузов вели четыре двухстворчатые двери, расположенные по правому борту. Стойки каркаса в местах навески товарных дверей были укреплены металлическим профилем. Перемещение лотков с хлебом осуществлялось длинными крючьями.
ПАЗ-658 - Одноосный прицеп, предназначенный для перевозки хлебобулочных изделий. Эксплуатировался в составе автопоезда вместе с фургоном ПАЗ-657, конструкция грузового отсека была аналогична 657-ой модели.
ПАЗ-659 - Автолавка, базировавшаяся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е. В отличие от грузовика ГАЗ-63, 659-я модель оснащалась колесами от ГАЗ-51 с двойной задней ошиновкой. Такое решение было направлено на снижение центра тяжести машины и повышение боковой устойчивости. Машина имела деревянный каркас кузова, обшитый тонким листовым металлом. Товарный отсек автолавки отделялся от кабины перегородкой с окошком; в самом товарном отсеке располагались закрытые полки-шкафчики для товара и прилавок, а у задней двери была откидная подножка. Справа автолавка был оборудован панелью-навесом, открывающейся вверх на стоянках для обозрения витрин-окошек. Автолавка комплектовалась выносной подножкой для покупателей. Во второй половине 50-х годов на Павловском автозаводе освоили выпуск автолавок с металлическим сварным каркасом кузова. В 1961 году производство автолавок ПАЗ-659 было перенесено на Курганский автобусный завод, где они выпускались вплоть до 1968 года.
ПАЗ-661 - Фургон "Одежда", по конструкции практически идентичный хлебному фургону ПАЗ-657, за исключением того, что вместо направляющих для хлебных лотков в грузовом отсеке размещались укрепленные вверху поперечные трубы для подвешивания одежды. В отличие от ПАЗ-657, 661-я модель не получила значительного распространения - всего в 1954-1956 годах было собрано 156 таких машин.
ПАЗ-663 - Автобус для монтажа геофизического оборудования на полноприводном шасси ГАЗ-63. Оснастка автобуса производилась Мытищинским приборостроительным заводом. В дальнейшем автобус выпускался Курганским автозаводом под индексом КАвЗ-663.
КАвЗ-651Г - в отличие от павловской машины, в Кургане под этим индексом выпускали учебный автобус, оборудованный дополнительным местом инструктора с дублирующими педалями.
КАвЗ-651Ж - модификация для работы на сжиженном газе. В отличие от базовой машины оснащался газовой аппаратурой и 110-литровым баллоном для газа. Двигатель развивал мощность в 62 л.с.
КАвЗ-663 - Полноприводный автобус на шасси ГАЗ-66. Широко использовался геологами, нефтедобытчиками, военными для установки специального оборудования и доставки его в малодоступные из-за бездорожья места. Как и КАвЗ-659, был оснащен колесами от ГАЗ-51, позднее - от ГАЗ-53. Выпускался в период с 1966 по 1975 годы.
Кроме того, Курганский завод выпускал автобусы 651-ой модели в экспортном исполнении на специальных автобусных шасси ГАЗ-51ИУ ГАЗ-63ЕУ - для стран с умеренным климатом, и ГАЗ-51ИЮ, ГАЗ-63ЕЮ - для стран с тропическим климатом.
Технические характеристики
Габаритные размеры
Длина, мм 6170
Ширина, мм 2380
Высота, мм 2750
Колесная база, мм 3300
Передний свес, мм 870
Задний свес, мм 2000
Колея передних колес, мм 1580
Колея задних колес, мм 1650
Дорожный просвет под передней осью, мм 305
Дорожный просвет под задней осью, мм 245
Шаг сидений, мм 720
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг 3550
Полная масса, кг 5300
Максимально допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 1430
Максимально допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 3870
Количество мест для сидения 20
Общее количество мест 25
Двигатель и КПП
Марка двигателя ГАЗ-51
Тип карбюраторный
Количество и расположение цилиндров 6 R
Рабочий объем, л 3,480
Степень сжатия 6,2
Максимальная мощность, л.с. 80 (при 3600 об/мин)
КПП и сцепление
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 4
Передаточное отношение главной передачи 6,67
Рулевой механизм
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Подвеска колес
Передняя на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия
Задняя на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами, амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия
Тормозная система
Рабочий тормоз колодочный, на все колеса, с гидравлическим приводом
Стояночный тормоз колодочный, на трансмиссию с механическим приводом
Максимальная скорость, км/ч 70
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 28
Объем топливного бака, л 105
Минимальный радиус поворота, м 8,1
Электрооборудование, В 12
Шины 7,50-20
transformer-f
08.11.2009, 00:25
автолавка КАвЗ-659 (изначально ПАЗ-659), базировавшаяся на полноприводном шасси ГАЗ-63Е. В отличие от грузовика ГАЗ-63, 659-я модель оснащалась колесами от ГАЗ-51 с двойной задней ошиновкой. Такое решение было направлено на снижение центра тяжести машины и повышение боковой устойчивости.
Машина имела деревянный каркас кузова, обшитый тонким листовым металлом. Товарный отсек автолавки отделялся от кабины перегородкой с окошком; в самом товарном отсеке располагались закрытые полки-шкафчики для товара и прилавок, а у задней двери была откидная подножка. Справа автолавка был оборудован панелью-навесом, открывающейся вверх на стоянках для обозрения витрин-окошек. Автолавка комплектовалась выносной подножкой для покупателей. Во второй половине 50-х годов на Павловском автозаводе освоили выпуск автолавок с металлическим сварным каркасом кузова. В 1961 году производство автолавок ПАЗ-659 было перенесено на Курганский автобусный завод, где они выпускались вплоть до 1968 года.
В 1968 году, в связи с прекращением выпуска ГАЗ-63, был прекращен и выпуск полноприводных автобусов на КАвЗе.
Также, одновременно с КАвЗ-659, выпускался полноприводной автобус КАвЗ-663, предназаначенный для монтажа геофизического оборудования. Оснастка автобуса производилась Мытищинским приборостроительным заводом.
transformer-f
08.11.2009, 00:31
ПАЗ-651Г
ПАЗ-653 (фото) :
transformer-f
08.11.2009, 00:35
ПАЗ-654
ПАЗ-657+прицеп ПАЗ-658 (фото) :
transformer-f
08.11.2009, 13:44
ПАЗ-659
ПАЗ-661 (фото) :
transformer-f
08.11.2009, 13:49
ПАЗ-663 4х4 (фото) :
transformer-f
08.11.2009, 13:51
КАвЗ-651 «Рица» - автобус, производившийся Центральными авторемонтными мастерскими Сочинского автоуправления.
Всего было создано около 100 экземпляров таких автобусов как на стандартном шасси на 19 посадочных мест, так и на удлиненном шасси - 23-х местные. Автобус оборудовался брезентовым тентом, который можно было раскрыть в случае дождя.
Существовали также однотипные автобусы "Крым".
На выставке научных достижений МАДИ, прошедшей в университете, кафедры автомобильного транспорта и транспортной телематики представили научный проект «Безопасный маршрутный автобус», выполненный на базе ГАЗ-32213.
У новинки перепланирован салон, где упор сделан на пассивную безопасность: два передних сиденья убраны, а в пассажирском отсеке сиденья установлены вдоль бортов. Примечательно, что салон разделен на своеобразные «аквариумы» из стекла, которые, по мнению авторов разработки, в случае аварии должны сработать как удерживающее устройство. К сожалению, при этом на «безопасной» машине почему-то не появились более логичные в данном случае ремни безопасности.
На машине появилось несколько электронных маршрутоуказателей, видеокамера в салоне, бортовой комплекс, состоящий из систем навигации, мониторинга техсостояния и пассажиропотоков, информирования пассажиров, а также информатора расписания и фактической обстановки на маршруте. Комплекс управляется не только с места водителя, но и из диспетчерского центра по каналу мобильной связи.
Активная безопасность представлена системой предотвращения опрокидывания, ABS, ESP и ПБС. Локационный датчик позволяет определить наличие угрожающего столкновением объекта в транспортном потоке, а устройство, обрабатывающее данные с него, формирует информацию о скорости его движения и оставшейся дистанции.
Разработка в нынешнем виде оставляет много вопросов. Во-первых, что сделают перегородки с реальными пассажирами в случае реальной аварии? Станут ли перевозчики упускать прибыль в пользу безопасности – ведь машина потеряла несколько посадочных мест? Станут ли предприятия тратиться на содержание собственного ДЦ и оборудование на базе не самой современной машины? А может, просто за руль «маршруток» сажают не тот контингент, который способен водить безаварийно?
АВТОБУСNИК
04.05.2010, 11:11
Санитарный автобус 38АС на полноприводном шасси ГАЗ-66 был разработан на 38-ом опытном заводе Министерства обороны, г.Бронницы (38 ОПЗ, в дальнейшем - 1ЭППО) в 1967 году (отсюда и цифра 38 в индексе, а буквы соответственно - Автобус Санитарный). Встречается и другая модификация этого автобуса АМС-38 (автобус медицинско-санитарный)у него вместо 9ти двойных сидений в салоне оставлено только 3,а оставшееся место отведено для трех носилок. Как бы то ни было, обе модификации предназначались исключительно для нужд МО СССР.
С 1974 года к изготовлению этих автобусов подключился и 778 Авторемонтный завод в Бендерах (Молдавская ССР), который входил тогда в подчинение Краснознамённого Одесского военного округа.
АВТОБУСNИК
04.05.2010, 11:15
Автобус повышенной проходимости (АПП) на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-66 заменил в середине 70-х годов ХХ века в производстве автобус 38АС. АПП-66 точно так же продолжал изготавливался только для нужд Министерства обороны СССР и до 1987 года было изготовлено более 800 штук этих автобусов. Более ранние автобусы от более поздних можно легко отличить по более частой решётке радиатора (фото автобуса ранних серий, фото автобуса поздних серий). Сегодня автобусы АПП-66 ещё остались в небольшом количестве в эксплуатации в Армии, но большинство или уже списаны или попали в частные руки.
Автобус повышенной проходимости (АПП) на шасси полноприводного автомобиля ГАЗ-66 заменил в середине 70-х годов ХХ века в производстве автобус 38АС.
интересная информация, мне такой попадался недавно, но я посчитал что его изготовили в единственном экземпляре для каких то своих нужд
d_zaitsev
04.05.2010, 20:41
Спасибо за интереснейшую информацию.
Коллеги, давайте возьмём за правило указывать источник, откуда берёте фото :friend
IvanLouchkin
22.06.2010, 13:49
несколько раз ездил на АПП-66
матёрый общественный транспорт)
Андрей Богомолов
29.03.2013, 19:08
ГЗА-651
http://www.100avtostranic.ru/pic/gza-651.jpg
На первой фотографии этой темы Мосгортрансовский "ни разу не ГЗА".
КАвЗ это самый обыкновенный. У ГЗЫ мордашка должна быть круглой и победовские подфарнички под ветровым стеклом.
Андрей Богомолов
29.03.2013, 19:12
автолавка КАвЗ-659 (изначально ПАЗ-659),
Нет уж, эти фотографии сняты, когда КАвЗа ещё не было на свете.
И потом, Вы бы хоть писали "фотографии взяты с сайта http://www.autogallery.org.ru/".
Мне, честное слово, будет приятно.
С уважением,
Неизвестный автор.
АВТОБУСNИК
29.03.2013, 19:21
А вот это,самый что ни на есть,ГЗА-651.
Андрей Богомолов
29.03.2013, 19:36
А вот это,самый что ни на есть,ГЗА-651.
Есть у меня сомнения.
1. На нём почему-то Горьковский не городской, а областной номер серии АЯ (ПАЗ?).
2. Сама серия АЯ по моим понятиям относится примерно к 1952-1954 годам.
3. Я не знаю, как отличить ГЗА-651 от ранних и даже средних ПАЗ-651, что, впрочем, мои проблемы.
АВТОБУСNИК
29.03.2013, 23:24
Есть у меня сомнения.
1. На нём почему-то Горьковский не городской, а областной номер серии АЯ (ПАЗ?).
2. Сама серия АЯ по моим понятиям относится примерно к 1952-1954 годам.
3. Я не знаю, как отличить ГЗА-651 от ранних и даже средних ПАЗ-651, что, впрочем, мои проблемы.
Возможно это и ПАЗ,потомучто внешне ГЗА-651 и ПАЗ-651 вообще никак не отличались,а вот вариант расцветки был ещё такой как на фото(ПАЗ-651).
АВТОБУСNИК
03.04.2013, 00:19
Опытные варианты ГАЗ-55М существовали только на бумаге...
[/CENTER]
[CENTER]Автобус модели «651» для внутрирайонного сообщения сначала как ГЗА—651 выпускался горьковским заводом автобусов (ныне ГЗСА), затем, с 1950 года павловским автобусным заводом (ПАЗ).
В соответствии с Постановлением СНК СССР от 17.02.1946 завод (1й автосборочный завод) становится самостоятельным предприятием и получает название Горьковский автобусный завод (ГЗА). В то время это был единственный в СССР специализированный завод по производству автобусов. По принятой тогда системе индексации автомобилей ГЗА получает диапазон индексов от 650 до 700. С обретением независимости возникли финансовые трудности — теперь за шасси ГАЗа надо было вносить предоплату, а денег не хватало даже на зарплату рабочим. На освоение новых моделей средств уже не было. Поэтому вплоть до 1950 года в производстве оставались довоенные ГАЗ-03-30 и ГАЗ-55.
В 1949 году создаются несколько моделей капотных и бескапотных автобусов на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63. Для производства выбирают капотный автобус ГЗА-651 и санитарный ГЗА-653. Их выпуск начинается в конце 1950 года.
15 декабря 1951 года выходит Постановление СМ СССР о перепрофилировании ГЗА на выпуск средств связи. Всё оборудование, оснастку и документацию на производство автобусов было предписано передать на Павловский завод автотракторных инструментов (ЗАТИ) .Датой рождения автобусного производства можно считать 24 апреля 1952 года, когда Совет Министров СССР своим постановлением утвердил план реконструкции ЗАТИ на программу выпуска до 10 тыс. машин в год.5 августа 1952 года первые пять автобусов ПАЗ-651 вышли из заводских ворот.
Статья из журнала "Грузовик пресс" 1/2012: Служебный автобус ГАЗ 03-30.
vBulletin® v3.7.4, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot