PDA

Просмотр полной версии : ЗИС-42/ЗИС-42М


AutoInfo
18.12.2012, 12:38
Серийный полугусеничный автомобиль ЗИС-42/ЗИС-42М (1942-1944 г.г.)

Появление этого грузовика на заводском конвейере было обусловлено нехваткой артиллерийских тягачей в Красной Армии и отсутствием грузовых автомобилей повышенной проходимости. За основу был взят довоенный ЗИС-22, на котором были увеличены ширина гусеницы и крутящий момент передавался не трением, а зацеплением. Учитывая опыт использования этого грузовика первые несколько месяцев, была несколько модифицирована конструкция (ЗИС-42М, на рисунке слева): установлены защитная решетка перед радиатором и фарами, щитки, предотвращающие зарывание в грунт клыков рамы, увеличена до 300л емкость бензобаков.

На одной из иллюстраций представлен ЗИС-42 с 37-миллиметровой зенитной пушкой 61К.

Дима 1974
18.02.2013, 16:27
ЗИС-42 стал более удачным проектом, может быть потому, что не был компромиссом между обычным грузовиком и вездеходом. Он имел полноценный гусеничный движитель вместо задних колес, а при езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колеса. Опытные образцы ЗИС-42 были готовы уже в 1940 году, но из-за начала войны его выпуск начался только в 1942-м. Боевое крещение автомобили получили в сентябре того же года под Сталинградом, где их использовали как артиллерийские тягачи в отдельных зенитных дивизионах при создании противотанковой обороны вдоль передовой. Всего до 1944 года выпустили 6 372 экземпляра ЗИС-42 и его модификаций.

Anvar
18.02.2013, 18:23
ЗИС-42
На 1, 2 и 5 фото, не ЗИС-42, а ЗИС-33.
ЗИС-33 ,вариант ЗИС-5 с упрощенным металлическим гусеничным движителем (выполненным по аналогии с автомобилем ГАЗ-65)Разработан за один месяц(с декабря 1939,по январь 1940гг.), за десять дней изготовлены рабочие чертежи и в конце января 1940 года запущен в производство.Производство продолжалось до окончания Советско-финлядской войны,т.е. всего два месяца.Было построено почти 4 тыс. экземпляров.
Автомобиль был малоподвижным,утяжеленным и неприспособленным для длительной работы на пересеченной местности и в глубоком снегу(максимальная толщина преодолеваемого снежного покрова 300-350 мм.).Расход топлива до 200л.на 100км.(запас хода 50-60км.). На фронте их самостоятельно переоборудовали в нормальные колесные грузовики.
Работы над полугусеничными ЗИС-33 и ЗИС-35,отсрочили выпуск более удачных полноприводных ЗИС-32 4Х4 (до эвакуации завода в 1941г.выпущено всего 200) и ЗИС-36 6Х6 (был рекомендован к производству,но в серию пойти не успел, так же помешала война и работам по установке бронекорпусов на шасси ЗИС-32).

Anvar
18.02.2013, 18:43
Серийный полугусеничный автомобиль ЗИС-42/ЗИС-42М (1942-1944 г.г.)


ЗИС-42 (1941-1944гг.),ЗИС-42М(1943-1946гг.)
ЗИС-42М, на втором снимке.