AutoInfo
18.12.2012, 16:13
Серийный грузовой автомобиль ЗИЛ-131 (1966-по н.в.)
После признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстрирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, получившего индекс ЗИЛ-131 и кабину с "оперением" от гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но как это часто случалось в истории ЗИЛа, сроки освоения новой техники все время переносились, и если ЗИЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, то производство ЗИЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году.
Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп - СМЗ-8325 (армейский).
Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.
С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается и поныне.
Интересная деталь из "афганского" прошлого (а теперь - и "чеченского" настоящего) ЗИЛ-131: для прикрытия колонн часть армейских грузовиков (не только ЗИЛов) была на месте переоборудована в «боевые единицы» – машины вооружали «рогатками» (двуствольными зенитными установками ЗУ-23-2). Со временем инициативу "узаконили" и, например, переделка ЗИЛ-131 велась на одном из армейских автомобильных заводов. Работа не занимала много времени – производились демонтаж верхней части бортов для расширения сектора обстрела и изготовление крепежа для того, чтобы установка при стрельбе не скакала по грузовой платформе. Но странно, что совмещать эти мероприятия с установкой защиты кабины почему-то не стали.
За все время выпуска внешность ЗИЛ-131 практически не менялась, но следует особо остановиться на колесах автомобиля (ведь это важно для моделистов!) - до 1977 обод соединялся болтами, а после - ставились колеса с неразъёмным ободом и замочными стопорными кольцами, что сильно облегчило жизнь водителей, к примеру, при больших отрицательных температурах, когда нужно было отворачивать эти примерзшие болты.
После признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстрирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, получившего индекс ЗИЛ-131 и кабину с "оперением" от гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но как это часто случалось в истории ЗИЛа, сроки освоения новой техники все время переносились, и если ЗИЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, то производство ЗИЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году.
Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп - СМЗ-8325 (армейский).
Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.
С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается и поныне.
Интересная деталь из "афганского" прошлого (а теперь - и "чеченского" настоящего) ЗИЛ-131: для прикрытия колонн часть армейских грузовиков (не только ЗИЛов) была на месте переоборудована в «боевые единицы» – машины вооружали «рогатками» (двуствольными зенитными установками ЗУ-23-2). Со временем инициативу "узаконили" и, например, переделка ЗИЛ-131 велась на одном из армейских автомобильных заводов. Работа не занимала много времени – производились демонтаж верхней части бортов для расширения сектора обстрела и изготовление крепежа для того, чтобы установка при стрельбе не скакала по грузовой платформе. Но странно, что совмещать эти мероприятия с установкой защиты кабины почему-то не стали.
За все время выпуска внешность ЗИЛ-131 практически не менялась, но следует особо остановиться на колесах автомобиля (ведь это важно для моделистов!) - до 1977 обод соединялся болтами, а после - ставились колеса с неразъёмным ободом и замочными стопорными кольцами, что сильно облегчило жизнь водителей, к примеру, при больших отрицательных температурах, когда нужно было отворачивать эти примерзшие болты.