PDA

Просмотр полной версии : ЗИС-101


AutoInfo
21.12.2012, 10:09
Серийный легковой автомобиль ЗИС-101 (1937-1940г.в.)

Как известно, в 1933 году заводом "Красный путиловец" была выпущена партия из шести автомобилей Л-1, созданных "по мотивам" американского Бьюик-32-90. В дальнейшем завод получил иные задачи, а задача по производству представительских автомобилей была поставлена перед московским ЗИСом.

Общая конструкция Бьюика была сохранена, но были заменены на более простые технически сложные узлы. В итоге получилась модель, мало похожая внешне на своего прародителя, но сохранившая с ним конструктивную преемственность.

Два автомобиля - один с кузовом черного цвета, другой вишневого - 29 апреля 1936 года были продемонстрированы в Кремле (на 1ом фото). Серийный автомобиль, выпускавшийся с 1937 года, имел некоторые внешние отличия от первых экземпляров - в частности, отличались эмблемами на радиаторе.

Из экстерьерных особенностей лимузина можно отметить опускающуюся стеклянную перегородку позади переднего сиденья, наружную откидывающуюся багажную решетку, люк для доступа в багажник, передние двери с передней же навеской. Интересная деталь - поскольку каркас кузова был частично деревянным (из бука), то сборка его была весьма деликатным делом - требовалось исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей.

Следует отметить, что на базе ЗИС-101 была разработана модификация кабриолет ЗИС-102, а также небольшими партиями выпускались автомобили скорой помощи ЗИС-101С и автомобили-такси.

AutoInfo
21.12.2012, 10:12
Серийный легковой автомобиль ЗИС-101А (1940-1941г.в.)

Вследствие модернизации ЗИС-101, прошедшей в 1940 году, была принята к производству модификация 101А. Внешние отличия заключались ином художественном решении облицовки радиатора. Кстати, каркас кузова был уже цельнометаллическим.

AutoInfo
21.12.2012, 10:20
ЗИС-101Б - дальнейшее развитие модели 101А.

ЗИС-101Б внешне отличал выступающий багажник, заменивший архаичную багажную решетку. Заметно изменили панель приборов: большие прямоугольные циферблаты смотрелись вполне современно, как и новый руль с хромированным кольцом звукового сигнала. На ЗИС-101Б стояли модернизированные амортизаторы и шестнадцатилистовые рессоры вместо девятилистовых.

По некоторым данным также существовала модель ЗИС-103, создававшаяся параллельно, видимо, с таким же измененным кузовом и главное - с независимой передней подвеской. Скорее всего, она была аналогична американским конструкциям того времени: вильчатые рычаги и пружины. Кстати, похожая была у послевоенного ЗИС-110. Конструкторы работали и над форсированным примерно до 130 л. с. мотором, но стоял ли такой на предвоенных прототипах, доподлинно неизвестно. ЗИС-103 готовили, видимо, на более дальнюю перспективу, а модель 101Б намечали выпускать уже в 1942-м.

Испытания ЗИС-101Б начали в мае 1941-го. 7 июля прекратили производство ЗИС-101, 22-го Москва пережила первые налеты, а работы по ЗИС-101Б вели… до 15 октября. Двумя днями раньше немцы вошли в Калугу, 14-го - в Калинин. А через четыре дня после остановки работ по легковому ЗИСу - 19-го октября - вышло постановление ГКО о введении в столице осадного положения…

Скорее всего, о конструкторах и испытателях, занимающихся легковым автомобилем, в суматохе просто забыли. А они делали свое дело. И не зря: уже в 1942-м вышло правительственное постановление о создании нового представительского автомобиля. ЗИС-110, конечно, был совсем другой машиной, но опыт модернизации 101-го, несомненно, пригодился.

AutoInfo
21.12.2012, 10:22
Санитарный легковой автомобиль ЗИС-101С.

Медицинская модификация ЗИС-101 и ЗИС-101А, выпускавшаяся заводом ЗИС, отличалась от них наличием носилок, выдвигавшихся через люк в задней наклонной стенке, измененной планировкой задней части салона и отличительным фонарем с красным крестом над ветровым стеклом. Конечно, все автомобили окрашивались в белый цвет.

На третьем фото представлен санитарный универсал на базе ЗИС-101А, выпускавшийся московским заводом Аремкуз. Аналогичные автомобили выпускались и на базе ЗИС-101.