PDA

Просмотр полной версии : ГАЗ-51


AutoInfo
25.12.2012, 14:57
Работы над перспективным автомобилем ГАЗ-11-51 возобновились в 1943 году. Быстрое развитие техники в годы войны внесло свои неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирник радикально перекомпоновал и доработал машину, и от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название. Накопленный опыт эксплуатации на боевых машинах шестицилиндровых моторов позволил значительно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. В проект заложили хорошо зарекомендовавший себя в мировой практике гидравлический тормозной привод, спроектировали более современную и удобную кабину и облицовку. Были увеличены размеры шин, возросла грузоподъёмность автомобиля до 2,5 тонн, удалось достигнуть еще большей унификации с полноприводным вариантом грузовика — ГАЗ-63, проектировавшимся параллельно на соседних компоновочных щитах, а по двигателю — с четырёхцилиндровым мотором будущей "Победы".

В мае и сентябре 1944 года построили два новых образца ГАЗ-51 (с различными вариантами оформления передка), а в июне 1945 года — ещё два, окончательно отработанные (предсерийные). Уверенность в высоком качестве новой конструкции грузовика позволила заводу незамедлительно начать подготовку его производства. 19 июня 1945 года ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам правительства и получил одобрение.

Изготовление машины завод наладил очень быстро — сказался опыт военного времени. Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию — два десятка машин так называемой "нулевой" серии (фото 1, фото 2, фото 3), а в 1946 году состоялись испытания (включавшие в себя 5400-километровый пробег по маршруту Горький - Москва - Курск - Харьков - Днепропетровск - Симферополь - Ялта - Севастополь - Каховка -Херсон - Николаев - Одесса -Кишинев - Могилев - Винница - Житомир - Киев - Чернигов - Гомель - Бобруйск - Минск - Москва - Горький), где наряду с ГАЗ-51 были представлены аналоги: "Форд"-2Т8Т с 6-цилиндровым (85 л.с.) мотором, грузоподъемностью 2 т; "Додж"-ВФ32 с 6-цилиндровым (95 л.с.), грузоподъемностью 3 т; "Опель-Блитц" с 6-цилиндровым двигателем (75 л.с.), грузоподъемностью 2,5 т. В такой знаменитой компании ГАЗ-51 показал себя современным, прогрессивным и… единственным пригодным к эксплуатации на территории СССР автомобилем. Тогда же ГАЗ-51 и ГАЗ-63 демонстрировались на выставке среди новых автомобилей 4-ой пятилетки. В 1947 году коллектив, создававший эти автомобили на "ГАЗе", был удостоен Сталинской премии.

ГАЗ-51 для того времени представлял весьма передовую и совершенную конструкцию. Его создатели при относительно небольшом увеличении массы по сравнению с ГАЗ-ММ сумели повысить грузоподъемность более чем в полтора раза и в полтора-два раза удлинить межремонтный пробег. Машина обладала немалым запасом прочности и могла эксплуатироваться с большими перегрузками. Новая модель воплотила все последние достижения автомобильной техники: двигатель со сменными вкладышами подшипников, гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, автоматическое опережение момента зажигания и вакуум-корректор, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес, термостат в системе охлаждения, хромированные верхние поршневые кольца, «сухие» гильзы цилиндров. ГАЗ-51 оснащался шестицилиндровым нижнеклапанным двигателем, представлявшим собой дальнейшее развитие двигателя ГАЗ-11. Четырехступенчатая коробка передач не имела синхронизаторов. Машина комплектовалась шинами размером 7,50-20". Платформа с погрузочной высотой 1200 мм — деревянная с откидным задним бортом, который снабжался цепями и в откинутом положении мог служить продолжением пола платформы. Для перевозки легковесных грузов борта можно было нарастить с помощью имевшихся на них гнезд для стоек.

В первые годы выпуска ГАЗ-51 кабина выглядела несколько квадратной, поскольку задняя стенка и панели дверей были деревянными. Деревянной была и подножка, с левой стороны которой под кабиной устанавливали аккумулятор. Крыша кабины была брезентовой. Переднее стекло состояло из двух подъемных половинок с вакуумным стеклоочистителем. Откидывался лишь задний борт. Однако оперение кабины и крылья были стальными. Колеса машины имели два вентиляционных отверстия. После восстановления в 1949 году производства на Запорожском металлургическом комбинате «Запорожсталь», который до войны поставлял холоднокатанный тонкий стальной лист, ГАЗ-51 получил штампованную цельнометаллическую кабину, впрочем, еще некоторое время оснащавшуюся деревяными дверями, и она была все еще квадратной формы. Позднее 105-литровый бак перенесли под водительское сиденье, а горловину ввели через стенку кабины. Изменился и его объем — до 90 л, поскольку заправок на дорогах стало больше. На первых машинах отсутствовал отопитель, зато был специальный насос для накачки шин, расположенный на двигателе. Комбинация приборов получила круглые циферблаты (ранее комбинация приборов была прямоугольной). В процессе производства автомобиля впервые в СССР была создана автоматическая линия сварки колесных дисков, которые стали шестиоконными.

В 1947 создатели ГАЗ-51 вместе с Главным конструктором завода А.А.Липгартом были удостоены Государственной премии.

За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в стране. Своей производительностью этот трудяга значительно превосходил даже знаменитую «трёхтонку» ЗИС-5, расходуя при этом топлива на тонно-километр на 28-36 % меньше, чем ГАЗ-ММ.

Прогрессивная компоновка «газона» (сдвинутые вперёд двигатель и кабина, что при сравнительно короткой базе позволяло иметь достаточно длинную платформу) до сих пор расценивается как образцовая. Многие технические новинки, применённые в автомобиле, в дальнейшем использовались автостроителями и на других машинах. Это и износостойкие, из специального чугуна, гильзы цилиндров двигателя, и хромированные поршневые кольца, и жалюзи радиатора, предпускового подогревателя и маслорадиатрра, применение которых резко повысило долговечность двигателя. На ГАЗ-51 впервые и очень успешно применялись такие ставшие потом общепринятыми решения, как алюминиевая головка блока, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъёмные тормозные барабаны, и многое другое. Найденные горьковчанами передовые технические решения в дальнейшем использовали и другие автозаводы, в частности, при модернизации автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150, а задний мост ГАЗ-51, доведённый до возможного совершенства, почти полностью был повторен на трёхосном ЗИС-151.

На удивление выносливым и долговечным оказался и двигатель ГАЗ-51. Освоенный (в раннем варианте) еще в начале 1940 года, он, кроме грузовиков ГАЗ вплоть до последних их моделей, долгие годы применялся (форсированный до 90 л. с.) на легковых автомобилях ГАЗ-12, автобусах, тягачах, спецмашинах.

Начиная с 1947 года, когда серийное производство ГАЗ-51 было полностью освоено, одна за другой появляются его модификации, а также множество машин специального назначения на его шасси, выпускаемых различными предприятиями: пожарные, автобусы, коммунальные, автоцистерны и другие. В конце 1940-х годов сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском и Одесском заводах.

AutoInfo
25.12.2012, 15:43
ГАЗ-51Ж - модификация для работы на сжиженном газе ГАЗ-51Ж, выпускавшаяся в период 1954-1975г.г. Газобаллонная установка весом 145 кг состояла из одного баллона, установленного под кузовом, редуктора и карбюратора-смесителя. Газобаллонные автомобили, поставлявшиеся на экспорт, имели индекс ГАЗ-51ЖУ.

Anvar
30.12.2012, 09:16
Автомобиль готовился как замена морально устаревшей "полуторки" ГАЗ АА (MM).
Г/п 2тн. На 4х полуэллиптических рессорах,с дополнительными подрессорниками у задних. Двигатель ГАЗ-11 76 или 85 л.с.
Проектирование нового автомобиля, получившего обозначение ГАЗ 11-51, а затем просто ГАЗ 51, началось в феврале 1937 года под руководством конструктора В.М. Кудрявцева. Новый автомобиль в мае 1939 года поступил на испытания.
На снимках: ГАЗ-11-51.1940 г. (1-3 фото) и с колесами от ГАЗ-АА 1939г. (4 фото).

Anvar
30.12.2012, 19:37
На агрегатах "лендлизовских" грузовиков.

jura10rus
30.01.2013, 10:55
"МПР-817д" на шасси "Газ-51".

Андрей Богомолов
29.03.2013, 19:18
Грузовой автомобиль-фургон ГАЗ-51 (1948), СССР -мос фильм....http://www.mosfilm.ru/fans/retroavtomobili.php?PAGEN_1=2

Ну какой же это 1948-й! 1956-й, не раньше. Нашли, кому верить - Мосфильму.
У них в коллекции даже пожарный Магирус 1926 года объявлен дореволюционным. Наверное, это согревает их долгими зимними вечерами.

Дима 1974
25.08.2013, 16:22
польский 51 неожиданно появился в Москве.Автомобили ГАЗ-51 по советской лицензии выпускались в ПНР и КНДР»
Точный год выпуска этой машины неизвестен. Видимо, Lublin сошел с конвейера после 1956-го, когда уже появилась цельнометаллическая кабина ГАЗ-51А. Удалось выяснить, что кузова-фургоны такой модели начали выпускать в 1955 году, но о кузове мы поговорим чуть позднее.
http://zabarankoi.ru/node/10151

АВТОБУСNИК
04.09.2013, 18:30
Хлопкопогрузчик.

эндрю1975
12.09.2013, 16:49
Газ-51 с колёсной формулой 6х2.
Средний мост регулируется по высоте.

эндрю1975
12.09.2013, 16:50
ГАЗ-63 с двойными колёсами.

zayka_98rus
12.09.2013, 17:16
Газ-51 с колёсной формулой 4х2.
Средний мост регулируется по высоте.
наверное все таки 6х2 раз грузовики стали трехосные?
Спасибо за фото - буду думать о такой "консерве"

АВТОБУСNИК
12.09.2013, 21:59
ГАЗ-63 с двойными колёсами.:Oops по русски говоря,со сдвоенными колёсами задней оси.Извини Андрюх за поправку,но уж очень слух резала твоя формулировка.

Rinuzi
27.12.2013, 00:38
***

Александр UA
17.06.2014, 23:13
...

АВТОБУСNИК
23.07.2014, 12:20
газон

ldg29
18.10.2014, 16:11
Для чего так высоко над рамой установлен кузов?

макс920
18.10.2014, 21:38
Вероятно подстраивали под комбайн,что-бы не просыпалось.

zetor
18.10.2014, 22:06
нет ребята. на фото весна все одеты тепло. комбаин без жатки. скорее всего кузов подняли для удобного обслуживания на одном уровне с двигателем. если кузов нагрузить на этом уровне центр тяжести будет нарушен и учитывая сельские дороги газон перевернется

макс920
18.10.2014, 22:14
Проще, наверное, было-бы "козла" какого-нибудь сколотить и поставить.

zetor
18.10.2014, 22:25
и в поле на себе переть? это типо летучки. . но только не для груза. и потом хобот у комбайна регулируется по высоте выгрузки. так что это не для погрузки

belyakovsergey
18.10.2014, 22:40
Проще, наверное, было-бы "козла" какого-нибудь сколотить и поставить.

А потом на "козле" двигатель тащить на замену.

макс920
18.10.2014, 23:31
Не знаю,не думаю,что двигатели снимали в поле и куда-то везли-не разумно это.Да и перетащить двигатель с комбайна в кузов(пердячим паром?)думаю проблематично,ни какого крана там не видно.Двигатель у комбайна разве стоит на такой высоте?
"Козла" можно не тащить а привезти в кузове обычного грузовика,который потом можно использовать по прямому назначению,в отличии от грузовика с задранной платформой.Да так-ли часто такой,переделанный ,грузовик будет использоваться по назначению-значит простой и убытки.

АВТОБУСNИК
18.10.2014, 23:36
А может это типа агитмашины использовалось,просто фото рядом с комбайном сделано...

zetor
18.10.2014, 23:44
ну может и не ремонт но что то делают. мужик в кузове стоит на чемто. с право от комбайна на бревнах толи сеелка толи ванна. и вообще откуда фото взято может оттуда и ноги ростут

ЛЕЗГИН
18.10.2014, 23:49
ldg29, уважаемый, киньте ссылку, откуда фото

belyakovsergey
19.10.2014, 00:08
Судя по просмотру старых фильмов разные ремонты происходили в поле и без кранов ,где же их взять- то , они же все на стройках , поэтому использовали летучки и ручной труд механизаторов. Я думаю на фото происходит ремонт или ТО.

belyakovsergey
19.10.2014, 00:34
ну может и не ремонт но что то делают. мужик в кузове стоит на чемто. с право от комбайна на бревнах толи сеелка толи ванна. и вообще откуда фото взято может оттуда и ноги ростут

Мужик в кузове стоит на лавочке , а справа возможно жатка хотя неочень похожа.

ldg29
19.10.2014, 12:13
ldg29, уважаемый, киньте ссылку, откуда фото
Фото взято из Яндекс.картинки. Ссылка есть, но у меня она не открывается...
http://restaurant-dom-kino.ru/image/aHR0cDovL2ZvcnVtLmticm5ldC5ydS9zaG93dGhyZWFkLnBocD 9wPTExMTQzMTk=
Есть еще фото с другого ракурса...

zetor
19.10.2014, 13:04
я думаю идет посевная и комбаин используют для каких то целей. как видно из фото в лежащем кузове ведрами что то черпают. и загружают в газон через комбаин. а кузов поднят чтоб в сеялку удобнее загружать.

belyakovsergey
20.10.2014, 03:57
я думаю идет посевная и комбаин используют для каких то целей. как видно из фото в лежащем кузове ведрами что то черпают. и загружают в газон через комбаин. а кузов поднят чтоб в сеялку удобнее загружать.

Возможно несколько культур смешивают для посева.

макс920
20.10.2014, 21:08
ldg29, уважаемый, киньте ссылку, откуда фото
Фото взято из Яндекс.картинки. Ссылка есть, но у меня она не открывается...
http://restaurant-dom-kino.ru/image/aHR0cDovL2ZvcnVtLmticm5ldC5ydS9zaG93dGhyZWFkLnBocD 9wPTExMTQzMTk=
Есть еще фото с другого ракурса...

Вот. Явно ни какого ремонта нет.

ldg29
31.10.2015, 09:58
Бескапотный войсковой автобус АВ-7 с цельнометаллическим кузовом. 1958 год.
В 1958 году на шасси ГАЗ-51 ЦАРЗ № 101 разработал и построил первый общевойсковой автобус АВ-7 вагонной компоновки с весьма неказистым сварным цельнометаллическим кузовом с 4-метровым салоном, люками в крыше и внутренней высотой всего 1,5 м, оборудованным перегородкой и 24 посадочными местами, включая четыре откидных сиденья. Под полом размещался обогреватель ОВ-65. На шоссе машина развивала максимальную скорость всего 42 км/ч. По результатам испытаний ее главными недостатками были признаны увеличенная на 313 кг масса (по сравнению с серийным автобусом ПАЗ-651), слишком большие габариты, неудобный салон, откровенно плохие проходимость, герметичность и качество изготовления. В 1962 году появился модернизированный автобус АВ-8 с «изысканной» облицовкой с горизонтальными молдингами и встроенными в нее фарами. Он оказался слишком дорогим, столь же ненадежным и был построен только в 10 экземплярах.

Электро
17.01.2016, 17:18
51-й который используется в качестве памятник в одной из пожарных частей поселка Коченево(Новосибирская область)

burik74
25.01.2016, 17:34
ГАЗ 51 с прицепом ПАЗ

Электро
28.01.2016, 10:35
...

Электро
06.02.2016, 17:33
...

Электро
07.02.2016, 12:00
...

Электро
10.02.2016, 19:01
...

Электро
11.02.2016, 06:50
...

ldg29
31.08.2017, 17:13
Аэродромный кондиционер воздуха смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-51 в закрытом металлическом кузове. В кондиционере применены две полуавтоматические холодильные установки, работающие на фреоне.

АВТОБУСNИК
19.07.2018, 22:57
...