AutoInfo
10.01.2013, 16:05
Серийный автомобиль ГАЗ-64 (1941-1942)
3 февраля 1941 года была начата работа над автомобилем, получившем индекс ГАЗ-64-416 (по действовавшей тогда на ГАЗе системе обозначения изделий: первая цифра - номер шасси, вторая - номер кузова). Концепция автомобиля была полностью задумана и выполнена непосредственно ведущим конструктором В.А. Грачевым, кузов был создан Б.Т. Комаревским. От ГАЗ-61 были использованы только агрегаты шасси, уже отработанные в производстве: передний ведущий и задний мосты (оба с переделками), раздаточная коробка, КПП (в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями), укороченные карданные валы, передние рессоры (на ГАЗ-64 применены как задние), рулевой механизм, тормоза (кроме их привода), диски колес. Переделанный двигатель от ГАЗ-ММ был размещен необычно высоко, что позволило увеличить клиренс в средней части. По сравнению с ГАЗ-61 база была укорочена на 755мм, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала.
Специально для ГАЗ-64 на ЯШЗ были разработаны шины с грунтозацепами типа "расчлененная елка" размером 6,50-16". Они ставились впоследствии на все вездеходы ГАЗ до 1958 года. Однако, из-за их хронической нехватки, а также на опытных образцах ГАЗ-64, довольно часто использовали шины 7,00-16" от ГАЗ-М1 с шоссейным рисунком, по наружному диаметру практически не отличавшиеся от "вездеходных", но с ограниченной проходимостью (на фото слева).
Автомобиль был создан за 51 день - первый выезд состоялся 25 марта, а 26-го числа ГАЗ-64 осмотрел первый "заказчик" - генерал-майор И.П.Тягунов. Его реакция, как и всех последующих принимающих, была вполне положительной.
Выпуск по временной технологии начался в конце августа 1941 года. В частности, кузова некоторое время жестянщики делали почти вручную, без специальной оснастки - форма панелей это допускала. До конца года выпустили 602 машины (с учетом опытных образцов). В тот период это был, фактически, единственный легковой автомобиль на проиводстве (сборка ГАЗ-М1 была прекращена 21 августа), если не считать мелкосерийного выпуска ГАЗ-61-73.
ГАЗ-64 нашел себя в армии и как штабной командирский автомобиль, и как транспортное средство пехоты (с кратковременной перегрузкой - до отделения бойцов), и как быстроходный арттягач
Строго говоря, несмотря на все достоинства, автомобиль получился сыроват, что связано со сжатыми сроками проектирования. Чего стоила одна только суженая колея колес, из-за которой автомобиль не вписывался в колеи, проложенные грузовиками, а также имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах. В конце 1942 года колея передних колес была расширена до 1293 мм, но это еще больше увеличило несовпадение следов передних и задних колес. Отчасти поэтому, а также ввиду незначительного объема выпуска (в 1942 году их было выпущено всего 67 единиц), широкого распространения в армии ГАЗ-64 не получил. В начале 1943 года возобновилось было производство доработанного ГАЗ-64В, получившего неустановившийся индекс ГАЗ-67 (впоследствии официально присвоенный коренным образом модернизированному ширококолейному автомобилю), но скоро вновь прекратилось - всего было выпущено 3 машины. С апреля 1943 года ГАЗ-64 не выпускались совсем - все шасси "64" шли под монтаж бронеавтомобилей БА-64, а их выпуск в основном определялся возможностями технологической линии по изготовлению ШРУСов - 50 штук в сутки максимум.
3 февраля 1941 года была начата работа над автомобилем, получившем индекс ГАЗ-64-416 (по действовавшей тогда на ГАЗе системе обозначения изделий: первая цифра - номер шасси, вторая - номер кузова). Концепция автомобиля была полностью задумана и выполнена непосредственно ведущим конструктором В.А. Грачевым, кузов был создан Б.Т. Комаревским. От ГАЗ-61 были использованы только агрегаты шасси, уже отработанные в производстве: передний ведущий и задний мосты (оба с переделками), раздаточная коробка, КПП (в основе своей ГАЗ-АА с незначительными изменениями), укороченные карданные валы, передние рессоры (на ГАЗ-64 применены как задние), рулевой механизм, тормоза (кроме их привода), диски колес. Переделанный двигатель от ГАЗ-ММ был размещен необычно высоко, что позволило увеличить клиренс в средней части. По сравнению с ГАЗ-61 база была укорочена на 755мм, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала.
Специально для ГАЗ-64 на ЯШЗ были разработаны шины с грунтозацепами типа "расчлененная елка" размером 6,50-16". Они ставились впоследствии на все вездеходы ГАЗ до 1958 года. Однако, из-за их хронической нехватки, а также на опытных образцах ГАЗ-64, довольно часто использовали шины 7,00-16" от ГАЗ-М1 с шоссейным рисунком, по наружному диаметру практически не отличавшиеся от "вездеходных", но с ограниченной проходимостью (на фото слева).
Автомобиль был создан за 51 день - первый выезд состоялся 25 марта, а 26-го числа ГАЗ-64 осмотрел первый "заказчик" - генерал-майор И.П.Тягунов. Его реакция, как и всех последующих принимающих, была вполне положительной.
Выпуск по временной технологии начался в конце августа 1941 года. В частности, кузова некоторое время жестянщики делали почти вручную, без специальной оснастки - форма панелей это допускала. До конца года выпустили 602 машины (с учетом опытных образцов). В тот период это был, фактически, единственный легковой автомобиль на проиводстве (сборка ГАЗ-М1 была прекращена 21 августа), если не считать мелкосерийного выпуска ГАЗ-61-73.
ГАЗ-64 нашел себя в армии и как штабной командирский автомобиль, и как транспортное средство пехоты (с кратковременной перегрузкой - до отделения бойцов), и как быстроходный арттягач
Строго говоря, несмотря на все достоинства, автомобиль получился сыроват, что связано со сжатыми сроками проектирования. Чего стоила одна только суженая колея колес, из-за которой автомобиль не вписывался в колеи, проложенные грузовиками, а также имел недостаточную боковую устойчивость на косогорах. В конце 1942 года колея передних колес была расширена до 1293 мм, но это еще больше увеличило несовпадение следов передних и задних колес. Отчасти поэтому, а также ввиду незначительного объема выпуска (в 1942 году их было выпущено всего 67 единиц), широкого распространения в армии ГАЗ-64 не получил. В начале 1943 года возобновилось было производство доработанного ГАЗ-64В, получившего неустановившийся индекс ГАЗ-67 (впоследствии официально присвоенный коренным образом модернизированному ширококолейному автомобилю), но скоро вновь прекратилось - всего было выпущено 3 машины. С апреля 1943 года ГАЗ-64 не выпускались совсем - все шасси "64" шли под монтаж бронеавтомобилей БА-64, а их выпуск в основном определялся возможностями технологической линии по изготовлению ШРУСов - 50 штук в сутки максимум.