AutoInfo
08.02.2013, 16:45
Полноприводный армейский малогабаритный автомобиль ВАЗ-2122 был разработан согласно решений Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) № 168 от 29 июня 1977 г. и № 280 от 27 августа 1981 г. на основании "Отраслевых пятилетних планов основных ОКР и НИР по вооружению и военной технике на пятилетки 1976-1980 г.г. и 1981-1985 г.г." Министерства автомобильной промышленности. Однако первые шаги по разработке этой машины были сделаны значительно раньше.
Создание Волжского автозавода и начало серийного производства автомобилей на нем сразу вызвало вполне предметный интерес у Министерства обороны СССР на предмет организации на ВАЗе производства армейских джипов. Тогдашний Генеральный директор ВАЗа В.Н.Поляков работал до этого назначения Заместителем министра автомобильной промышленности СССР и по долгу службы регулярно контактировал с военными – с учетом этого опыта Виктор Николаевич резко отрицательно отнесся к таким предложениям военных, понимая, каким грузом это ляжет на предприятие. Вместе с тем, Главный конструктор В.С.Соловьёв (будучи выходцем с ГАЗа и тоже немало контактировавший с военными) понимал, что просто отмахнуться от военных не получится и на всякий случай в конце 1970 года по его поручению Центр стиля ВАЗа совместно с Бюро перспективного проектирования начали предварительную проработку по теме легких военных джипов. Особое внимание при этом было обращено на американские джипы Ford M151 и International Scout. Кроме того, вазовские конструкторы обратились за консультациями и помощью к своим ульяновским коллегам.
По сути, разработка утилитарного армейского джипа происходила практически параллельно с работами по гражданской «Ниве»: в первой половине 1971 года Центром стиля были разработаны графические решения внешней формы военного джипа - фото 1, фото 2, фото 3. Автором эскизов являлся Ю.Данилов (вскоре, в 1972 году, он уволился с ВАЗа, и дальнейшая работа продолжалась без него). Следует особо отметить, что разработка военного джипа на данном этапе производилась заводом в инициативном порядке и возможность плава внутризаводским техзаданием даже не предусматривалась. Однако скоро на заводе совершенно официально появились представители МО СССР и совместно с заводскими конструкторами разработали тактико-техническое задание по автомобилю, утвержденное Минобороны и Минавтопромом СССР в июне 1972 года (тогда же ТТЗ было согласовано с Центральным Военно-медицинским Управлением (ЦВМУ) МО СССР, поскольку автомобиль также должен был обеспечивать перевозку раненых), где был отражен ряд специфических требований военных. К примеру, уточнялись требования по комплектации автомобиля, ремонтопригодности, возможности его транспортировки. Но самое главное - заказчик настоял на амфибийности автомобиля, вследствие этого в ТТЗ вошли также основные параметры движения на воде: максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, высота волны и скорость течения, скорость движения на плаву, радиус циркуляции (поворота на воде), а также требования по предельным температурам эксплуатации и высоте преодолеваемых горных перевалов.
В открытой переписке, включая приказы и распоряжения, проектировавшийся автомобиль именовался как "автомобиль для рыбаков и охотников", а вот для общения с военными опытно-конструкторским работам по этой теме был присвоен шифр «Река».
Эскизный проект разрабатываемого автомобиля был представлен ВАЗом на пленуме НТК (Научно-технического комитета) Минобороны в декабре 1974 года, а более детализированный технический проект был рассмотрен там же несколько позднее – в июне 1976 года.
В ходе работ по созданию амфибии в Центре стиля ВАЗа были сделаны два варианта деревянного макета в масштабе 1:5. Автором обоих вариантов был молодой дизайнер А.Д. Еремеев - ему удалось в целом сохранить первоначально созданный Ю.Даниловым общий образ автомобиля, который оказался настолько удачным, что подошел и для амфибии. Впоследствии по одному выбранному варианту был изготовлен деревянный (включая колеса!) полноразмерный макет автомобиля. Работы по кузову велись Л.Мурашовым, В.Витвинским, И.Новиковым. Графический проект панели приборов был разработан В.Орлецом - характерной ее особенностью было "цельнометаллическое исполнение". Впрочем, и весь интерьер автомобиля был весьма прост – никаких обивок не предусматривалось, только позднее появились обивки дверей с клапанами внизу для доступа в полезные объёмы дверей.
Работами по этой машине, как и по гражданской "Ниве", руководил П.Прусов, являвшийся тогда начальником бюро общей компоновки. Благодаря существованию «Нивы», варианты кинематической схемы для военного джипа практически не обсуждались – сразу было решено использовать двигатель и шасси «Нивы» 3Э2121, которая к этому моменту уже прошла государственные испытания. Корпус, в соответствии с ТТЗ, водоизмещающий, двухдверный, открытый, с мягким съёмным верхом и съемными рамками дверей. Ветровое стекло – плоское, откидывающееся вперёд. Наружные панели выполнены максимально простыми и плоскими, что было связано с требованием заказчика о максимальной ремонтопригодности в полевых условиях. Бампера также были выполнены плоскими, что позволяло осуществлять эвакуацию застрявшего автомобиля методом толкания бампер в бампер. Также сзади было установлено стандартное буксирное устройство от УАЗа, позволявшее буксировать легкие прицепы.
Передняя подвеска была выполнена полностью агрегатированной, лонжерон кузова был приподнят над верхним рычагом, замкнув снизу левый и правый лонжероны сварным днищем. То есть, вся трансмиссия, за исключением заднего моста, оказалась в кузове, а передняя подвеска как бы "охватывала" передок днища снаружи. Зоны приводов передних колёс, тяг рулевой трапеции и места присоединения карданных валов к раздаточной коробке герметизировались резиново-брезентовыми чулками. Глушитель был выведен под днище в районе переднего бампера.
Движение автомобиля на плаву осуществлялось за счёт вращения колёс.
Для повышения проходимости и более уверенного выхода из воды было решено увеличить размерность шин с 6.95–16 до 8–16 (были использованы шины ВлИ-6, специально изготовленные Волжским шинным заводом). Таким образом, ширина шин возрастала со 175 до 205 мм с соответствующим увеличением и внешнего диаметра. В свою очередь, это потребовало увеличения передаточного числа главной пары до i = 4,78.
Амфибия получила заводской индекс ВАЗ-2122. Нужно отметить, что, помимо шифра ОКР «Река», машина за всю свою жизнь не получила ни собственного имени, ни даже прозвища.
Создание Волжского автозавода и начало серийного производства автомобилей на нем сразу вызвало вполне предметный интерес у Министерства обороны СССР на предмет организации на ВАЗе производства армейских джипов. Тогдашний Генеральный директор ВАЗа В.Н.Поляков работал до этого назначения Заместителем министра автомобильной промышленности СССР и по долгу службы регулярно контактировал с военными – с учетом этого опыта Виктор Николаевич резко отрицательно отнесся к таким предложениям военных, понимая, каким грузом это ляжет на предприятие. Вместе с тем, Главный конструктор В.С.Соловьёв (будучи выходцем с ГАЗа и тоже немало контактировавший с военными) понимал, что просто отмахнуться от военных не получится и на всякий случай в конце 1970 года по его поручению Центр стиля ВАЗа совместно с Бюро перспективного проектирования начали предварительную проработку по теме легких военных джипов. Особое внимание при этом было обращено на американские джипы Ford M151 и International Scout. Кроме того, вазовские конструкторы обратились за консультациями и помощью к своим ульяновским коллегам.
По сути, разработка утилитарного армейского джипа происходила практически параллельно с работами по гражданской «Ниве»: в первой половине 1971 года Центром стиля были разработаны графические решения внешней формы военного джипа - фото 1, фото 2, фото 3. Автором эскизов являлся Ю.Данилов (вскоре, в 1972 году, он уволился с ВАЗа, и дальнейшая работа продолжалась без него). Следует особо отметить, что разработка военного джипа на данном этапе производилась заводом в инициативном порядке и возможность плава внутризаводским техзаданием даже не предусматривалась. Однако скоро на заводе совершенно официально появились представители МО СССР и совместно с заводскими конструкторами разработали тактико-техническое задание по автомобилю, утвержденное Минобороны и Минавтопромом СССР в июне 1972 года (тогда же ТТЗ было согласовано с Центральным Военно-медицинским Управлением (ЦВМУ) МО СССР, поскольку автомобиль также должен был обеспечивать перевозку раненых), где был отражен ряд специфических требований военных. К примеру, уточнялись требования по комплектации автомобиля, ремонтопригодности, возможности его транспортировки. Но самое главное - заказчик настоял на амфибийности автомобиля, вследствие этого в ТТЗ вошли также основные параметры движения на воде: максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, высота волны и скорость течения, скорость движения на плаву, радиус циркуляции (поворота на воде), а также требования по предельным температурам эксплуатации и высоте преодолеваемых горных перевалов.
В открытой переписке, включая приказы и распоряжения, проектировавшийся автомобиль именовался как "автомобиль для рыбаков и охотников", а вот для общения с военными опытно-конструкторским работам по этой теме был присвоен шифр «Река».
Эскизный проект разрабатываемого автомобиля был представлен ВАЗом на пленуме НТК (Научно-технического комитета) Минобороны в декабре 1974 года, а более детализированный технический проект был рассмотрен там же несколько позднее – в июне 1976 года.
В ходе работ по созданию амфибии в Центре стиля ВАЗа были сделаны два варианта деревянного макета в масштабе 1:5. Автором обоих вариантов был молодой дизайнер А.Д. Еремеев - ему удалось в целом сохранить первоначально созданный Ю.Даниловым общий образ автомобиля, который оказался настолько удачным, что подошел и для амфибии. Впоследствии по одному выбранному варианту был изготовлен деревянный (включая колеса!) полноразмерный макет автомобиля. Работы по кузову велись Л.Мурашовым, В.Витвинским, И.Новиковым. Графический проект панели приборов был разработан В.Орлецом - характерной ее особенностью было "цельнометаллическое исполнение". Впрочем, и весь интерьер автомобиля был весьма прост – никаких обивок не предусматривалось, только позднее появились обивки дверей с клапанами внизу для доступа в полезные объёмы дверей.
Работами по этой машине, как и по гражданской "Ниве", руководил П.Прусов, являвшийся тогда начальником бюро общей компоновки. Благодаря существованию «Нивы», варианты кинематической схемы для военного джипа практически не обсуждались – сразу было решено использовать двигатель и шасси «Нивы» 3Э2121, которая к этому моменту уже прошла государственные испытания. Корпус, в соответствии с ТТЗ, водоизмещающий, двухдверный, открытый, с мягким съёмным верхом и съемными рамками дверей. Ветровое стекло – плоское, откидывающееся вперёд. Наружные панели выполнены максимально простыми и плоскими, что было связано с требованием заказчика о максимальной ремонтопригодности в полевых условиях. Бампера также были выполнены плоскими, что позволяло осуществлять эвакуацию застрявшего автомобиля методом толкания бампер в бампер. Также сзади было установлено стандартное буксирное устройство от УАЗа, позволявшее буксировать легкие прицепы.
Передняя подвеска была выполнена полностью агрегатированной, лонжерон кузова был приподнят над верхним рычагом, замкнув снизу левый и правый лонжероны сварным днищем. То есть, вся трансмиссия, за исключением заднего моста, оказалась в кузове, а передняя подвеска как бы "охватывала" передок днища снаружи. Зоны приводов передних колёс, тяг рулевой трапеции и места присоединения карданных валов к раздаточной коробке герметизировались резиново-брезентовыми чулками. Глушитель был выведен под днище в районе переднего бампера.
Движение автомобиля на плаву осуществлялось за счёт вращения колёс.
Для повышения проходимости и более уверенного выхода из воды было решено увеличить размерность шин с 6.95–16 до 8–16 (были использованы шины ВлИ-6, специально изготовленные Волжским шинным заводом). Таким образом, ширина шин возрастала со 175 до 205 мм с соответствующим увеличением и внешнего диаметра. В свою очередь, это потребовало увеличения передаточного числа главной пары до i = 4,78.
Амфибия получила заводской индекс ВАЗ-2122. Нужно отметить, что, помимо шифра ОКР «Река», машина за всю свою жизнь не получила ни собственного имени, ни даже прозвища.