PDA

Просмотр полной версии : Специализированные автомобили


ldg29
08.07.2010, 21:33
Ассенизаторы
«...И наконец – знаменитая *****возка, по-научному – «АСМ-2». Несмотря на низменное предназначение, водители АСМ были своего рода элитой. Свободный график – во-первых. Профессия по-настоящему нужная людям – это во-вторых. Перевезти мебель, сено, бригаду рабочих можно на любой машине. А вот если ассенизационный автомобиль объедет тебя стороной, потом наплачешься. Больших денег стоило устроиться работать на АСМ...»
Алексей Каменский, ГАЗЕТА.РУ.
Когда я приходил из школы и садился обедать, мимо окна проезжала «говенная бочка» – ассенизационный автомобиль АСМ-1 на шасси ЗИС-5. Уже тогда подобные машины были редкостью, поэтому я вскакивал из-за стола, хватал фотоаппарат и мчался к «сливной станции» у фабрики игрушек в надежде сфотографировать четырехколесную диковину. Но меня постоянно ждала неудача: когда я подбегал к станции, ассенизационный ЗИС-5, опорожнившись, выруливал на дорогу. Фотографировать движущийся автомобиль я принципиально не хотел.

И в один дождливый день в самом начале апреля 1964 г. фортуна мне улыбнулась, видимо, за настойчивость. Я как всегда пришел из школы, сел обедать. И как всегда, мимо окна промчалась «говенная бочка». Я тут же лишился аппетита, влез, не расшнуровывая, в ботинки, и стремглав бросился к месту слива. Когда я подбежал, ассенизационный автомобиль стоял неподалеку от станции, а его водитель в промасленной телогрейке копался в моторе. Через некоторое время он закрыл капот, вставил заводную ручку в храповик и с выдающимся артистизмом провернул несколько раз коленчатый вал. Двигатель заурчал, шофер прыгнул в кабину, хлопнул дверцей, и в этот момент я спустил затвор. Хотел сделать еще несколько кадров, но автомобиль уже набрал скорость... Больше ассенизационного ЗИС-5 я никогда не видел. Скорее всего, его списали, а водитель пересел на новенький АСМ-3.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА

Назначение ассенизационных машин – удаление содержимого выгребных ям. Их использовали (и используют) в поселках и городках, не имеющих канализационной сети. Проще говоря, для опорожнения ямы, над которой стоит туалет. Имелась даже общесоюзная схема постройки «нужника» в задней части участка и несколько типовых проектов. Позади дома рыли яму глубиной 1,5 м, стенки укрепляли досками или даже кирпичной кладкой, затем ее закрывали досками с «толчком», а сверху устанавливали деревянную кабину с одним или двумя отделениями, (Ну, положим, «кабину с толчком» на яму ставили в сборе… – ред.) в зависимости от того, где строился туалет – на частных сотках или у многокомнатного барака. Кстати, именно это сооружение и сегодня в нашей стране именуют «удобствами во дворе».

С конца 20-х и до 60-х годов прошлого века очень большая часть советского народа жила в бараках. Поэтому деревянные туалеты существовали в городах и селах могучего и нерушимого Союза повсеместно. Правда, очистка сельского сортира посредством ассенизационного автомобиля даже во «времена застоя» простому советскому человеку была не по карману. В 1966 г., например, за механизированную очистку сортира на садовом участке при помощи АСМ-2 приходилось выкладывать 15 руб. За такие деньги почтальону приходилось почти всю неделю разносить письма. С распространением биотуалетов актуальность ассенизационных автомобилей резко возросла: очистка одной биокабины сегодня стоит 2000 руб.

Ассенизационные автомобили впервые появились в Германии: еще в 10-х годах прошлого века «говенные бочки» стали монтировать на шасси «Бенцев», «Мерседесов», «Манов», «Круппов», «Хеншелей» и других грузовиков. Разнообразные по конструкции и грузоподъемности, ассенизационные автомобили строились и в США. Оборудование обычно монтируют на стандартное грузовое шасси, а сами ассенизационные цистерны, подразделяют на насосные и безнасосные. И те, и другие выполняют три основных операции: наполнение цистерны жидкими отбросами, их транспортировка и выгрузка. Ассенизационная цистерна наполняется пневматическим способом – за счет разрежения в цистерне, которое создает вакуумный насос (в насосных машинах) или всасывающий коллектор двигателя автомобиля (в безнасосных машинах).

Фото (слева-направо, сверху-вниз):
1. Ассенизационный автомобиль на шасси ГАЗ-ММ отсасывает нечистоты у бараков ленинградского ГУЛага, фото 1939 г.
2. Насосная ассенизационная машина ЦН-15 на шасси ЗИС-5 обрабатывает канализационный колодец на Невском проспекте в Ленинграде, фото 1940 г.
3. Поля орошения где-то под Пулковом. Наконец-то можно по-настоящему опорожнить цистерну. Машина ЦН-15, фото 1940 г.
4. Та самая безнасосная ассенизационная машина АСМ-1 на шасси ЗИС-5, так возбудившая воображение автора в детстве. Снимок сделан 1 апреля 1964 года, неподалеку от МКАД. На заднем фоне – деревянная крыша городской сливной станции
5. Очень редкий снимок ассенизационного автомобиля на шасси ЯГ-6, фото 1938 г.
6. Ассенизационный автомобиль, переделанный из поливочно-моечной машины Ленинградским трестом городской очистки. Фото 1939 г.
7. Ассенизационный автомобиль АСМ-2 выпуска 1956–1959 гг. на шасси ГАЗ-51 на Кутузовском проспекте в Москве
8. Самый распространенный советский ассенизатор АСМ-3 на шасси ГАЗ-51А, выпускавшийся с 1960 по 1970 гг.


Ранний образец ассенизационного автомобиля АСМ-2 – 1953 г., рисунок Юрия Долматовского

http://www.autotruck-press.ru/

ldg29
08.07.2010, 21:44
ЦН-15, АСМ-1 И ДРУГИЕ РАННИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Очень распространенная в конце 40-50-х годов насосная ассенизационная машина ЦН-15 на шасси ЗИС-5 состояла из цистерны, промежуточного бачка (отстойника), четырехходового крана, маслоуловителя, вакуумного насоса и коробки отбора мощности. Цистерна изготавливалась из листовой стали, имела цилиндрическую форму и сферические днища. Для предохранения от коррозии, вызываемой ядовитым содержимым, внутренняя её поверхность покрывалась асфальтовым лаком, а наружная – масляной краской. Внутри цистерны имелись перегородки для гашения гидравлических ударов от волн, возникающих при движении.

Для удобства внутреннего осмотра и ремонта цистерны ее снабжали горловиной большого диаметра, а для облегчения выгрузки устанавливали на шасси с некоторым уклоном назад. В нижней части заднего днища цистерны имелся заборный патрубок с ножевым затвором, служивший для присоединения приемного шланга забора и слива отбросов, очистки от густых осадков и промывки цистерны. Для забора жидких отбросов из выгребных ям использовали прорезиненный гофрированный шланг. Сбоку машины устанавливался ящик и кронштейны для укладки и крепления этого шланга в транспортном положении. Сзади цистерны имелось смотровое стекло для контроля за наполнением. Промежуточный бачок, служивший отстойником для твердых и жидких частиц, отсасываемых вместе с воздухом из цистерны, представлял собой цилиндрический пустотелый сосуд с входными патрубками и спускным краном. Отсасываемый из цистерны воздух, попадая в промежуточный бачок, резко терял скорость и менял направление движения, что способствовало выпадению в осадок находящихся в нем твердых частиц. Четырехходовый кран, соединяющий цистерну со всасывающим или напорным патрубком вакуумного насоса, имел три положения: «нейтраль» – цистерна отключена от насоса, «наполнение» – цистерна соединена со всасывающим патрубком, и «опорожнение» – цистерна соединена с напорным патрубком насоса.

Маслоуловитель устанавливали между четырехходовым краном и напорным патрубком вакуумного насоса. Шиберный вакуумный насос создавал разрежение в цистерне. Коробка отбора мощности обеспечивала насосу привод и соединялась с ним карданным валом. Работа ассенизационного автомобиля ЦН-15 выглядела так: машина подъезжала к выгребной яме, водитель снимал шланг для забора фекалий, присоединял его к цистерне и опускал приемный конец в яму. Затем открывал ножевой затвор, а четырехходовый кран ставил в положение «заполнение», вследствие чего цистерна соединялась со всасывающим патрубком вакуумного насоса. Затем водитель включал коробку отбора мощности. Насос отсасывал из цистерны воздух, и она наполнялась. Наполнение контролировали через стекло, и когда цистерна была полна, ножевой затвор закрывали, коробку отбора мощности отключали, а четырехходовый кран ставили в «нейтральное» положение. Водитель укладывал приемный шланг на кронштейн или в короб, и машина везла отбросы к сливной станции или загородные «поля орошения», точнее – ассенизации. «Поля орошения» (ассенизации) – тема для целого научного реферата. На памяти автора такие поля находились за поселком Косино. Там, где теперь расположился жилой район Жулебино.

Кроме насосных в 30-40-е годы производились и безнасосные ассенизационные машины на шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5. Они не имели вакуум-насоса, коробки отбора мощности, промежуточного бачка и маслоуловителя. Четырехходовый кран был заменен трех- или двухходовым краном. На выхлопной магистрали двигателя ассенизационного автомобиля АСМ-1 на шасси ЗИС-5 дополнительно устанавливалась газоотборная коробка с заслонкой и искрогасителем. Цистерна АСМ-1 наполнялась за счет разрежения во всасывающем коллекторе двигателя при его работе, а опорожнение – за счет давления в выхлопной системе. Очень небольшое количество ассеризационных машин было построено и на шасси ЯАЗ. Практически все они были безнасосными, однако успешно работали в Ленинграде, Киеве и других крупных городах.

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ АССЕНИЗАЦИОННЫХ МАШИН

После Великой Отечественной войны ассенизационные автомобили строили на основе новых 2,5-тонных шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-51А. Такой автомобиль мог обслужить поселок городского типа и вывезти фекалии к сливной станции, расположенной на окраине. Более тяжелые модели на шасси ЗИС-150 получили очень небольшое распространение. Ассенизационная машина АСМ-2 на шасси ГАЗ-51 была безнасосной. Слив нечистот происходил или самотеком, или под давлением. Повышенное давление в цистерне создавалось отработавшими газами при переключении газоотборной коробки, установленной на выхлопной трубе двигателя. Для обмывки рабочих органов на машине имелся промывочный бак, вода из которого подавалась по шлангу также под давлением выхлопных газов. АСМ-2 изготавливали заводы Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР во многих союзных республиках по единым чертежам с 1950 по 1958 гг. Они зарекомендовали себя простыми, надежными и долговечными. По инструкции машину должны были обслуживать два человека – водитель и рабочий. В реальности же водитель исполнял и обязанности помощника, за что, естественно, получал добавку к окладу.

Следующим этапом совершенствования ассенизаторов стало появление в начале 60-х машины АМС-3 на шасси ГАЗ-51А. При её проектировании учли опыт эксплуатации прежних машин, а потому удалось избавиться от недостатков прежних моделей. АСМ-3 вознаградила труды конструкторов надёжностью и безотказностью. Извлечение нечистот машиной АСМ-3 также происходило за счет создания разрежения в цистерне работающим двигателем. Слив осуществлялся либо самотеком, либо давлением, создаваемым двигателем. Расположение цистерны с некоторым наклоном назад способствовало опорожнению. Искрогаситель, редукционный и обратный клапаны гарантировали безопасность при работе машины, а предохранительный клапан исключал переполнение цистерны.

Автомобиль имел хороший доступ ко всем агрегатам и специальным приспособлениям для обмыва заборного рукава и других узлов, что позволяло держать машину в образцовой чистоте. На задней стенке цистерны имелись специальные смотровые окна для контроля заполнения. Шарнирно установленная фара создавала необходимые удобства при работе в темноте. Бортовые ящики для инструмента и заборного рукава придавали машине законченный вид. Для сельских районов АСМ-3 монтировали на шасси ГАЗ-63. На базе АСМ-3 Новочеркасским заводом «Нефтемаш» строились автоцистерны АЦ-3-63 для транспортировки глинистого раствора, образующегося при бурении нефтяных скважин. Какая разница? Разжиженные фекалии или разжиженная глина – физические свойства одинаковы.

Ассенизационные машины АСМ-3 выпускались с 1958 по 1970 гг. и были самыми распространенными в СССР. Кроме того, их поставляли на экспорт. Из-за своей простоты и надежности они пользовались хорошим спросом в странах соцлагеря и в Латинской Америке. Сначала советские ассенизаторы за рубеж продавало всесоюзное объединение «Технопромимпорт», а затем эту почетную функцию возложили на образованное в 1956 г. всесоюзное объединение «Автоэкспорт». Шло время, и когда-то совершенная АСМ-3 уступила место ассенизационному автомобилю АСМ-51, воплотившему в себя все положительные качества предшественников. Она строилась с 1971 по 1975 гг., после чего была заменена машинами АНМ-53 и АСМ-53 на шасси ГАЗ-53А.

Бараки сносили, на их месте вырастали «хрущевки» со знаменитыми «гованнами», канализация уходила в подземные коммуникации, на месте бывших полей орошения появлялись города-спутники. Постепенно ассенизационные автомобили уходили из памяти горожан. Вместо *****возок промышленность начала выпускать илососы и каналопромывочные автомобили, но АСМ не сдавались, и их второе рождение началось с появлением «биотуалетов».

Изображения:
1. АСМ-3 очищает колхозный туалет
2. Смотровые окошки и регулируемая фара на цистерне АСМ-3
3. Ассенизационная машина АСМ-3А с увеличенной заливной горловиной обслуживала Н-скую воинскую часть
4. Схематический чертеж ассенизационной машины АСМ-3
5. Ассенизационный автомобиль АСМ-51, выпускавшийся с 1970 по 1975 гг.
6. Ассенизационная машина АСМ-3 на шасси ГАЗ-63, она же автомобиль для перевозки глинистого раствора
7. Безнасосный ассенизационный автомобиль АСМ-1 на шасси УралЗИС-355, в конце 60-х обслуживавший подмосковную Купавинскую тонкосуконную фабрику
8. Ассенизационный автомобиль АСМ-164 на шасси ЗИЛ-164, построенный в транспортном цехе ЗИЛа в 1962 году

http://www.autotruck-press.ru/

ldg29
08.07.2010, 21:50
Прошу прощения за специфичную тему, но это тоже история:Oops

KSN-71
08.07.2010, 21:53
я думаю тут с мусорными машинами можно обьединить.а тема вполне нормальная,в совках и до сей поры так оно и есть.

Anvar
28.07.2010, 12:20
Кабы не они,захл*****ись бы дерьмом.Так и хочется сказать:"Петрович,включай насос!"

Amaie
30.07.2010, 11:54
извиняюсь если пишу не в той теме. Просто с телеяона искать проблемно. А же за качество и количество фот. Анапа, аэропорт. Трап на базе буханки.

АВТОБУСNИК
30.07.2010, 16:03
Очень интересные ассинизаторские автомобили.

АВТОБУСNИК
30.07.2010, 16:05
Трап на базе буханки ваще класс,неужели до сих пор такие работают?Я просто по долгу службы постоянно езжу в Шереметьево-там такие раритеты даже представить себе не возможно!

Amaie
30.07.2010, 17:00
тут еще на пляжетягач на базе урал-375д и очень много жуков разных годов выпуска! Завтра обязательно похожу и поищу интересные экземпляры!

АВТОБУСNИК
30.07.2010, 23:48
тут еще на пляжетягач на базе урал-375д и очень много жуков разных годов выпуска! Завтра обязательно похожу и поищу интересные экземпляры!
Вот бы фоты поглядеть =)

Anvar
31.07.2010, 07:30
извиняюсь если пишу не в той теме. Просто с телеяона искать проблемно. А же за качество и количество фот. Анапа, аэропорт. Трап на базе буханки.
Хорошего тебе отдыха в Анапе! Вот не понимаю немного, зачем трап с машиной! Обычного что ли нет?Были такие экземпляры,еще вроде и с урезаной кабиной ,только для водителя (или это были конвейееры, для погрузки багажа).Раньше фотоаппарат на летном поле или в самолете-терракт,не менее.

Amaie
31.07.2010, 07:49
так у меня телефон) шпионская техника) в самом самолете я не фотал, а очень хотелось. Порой, когда все внизу в облаках и любой просвет в них кажется рекой или озером, которые застыли и покрылись льдом. А! Еще видел интересные, походу, 130 зилы! У них морда как у 131 и по дороге с аэропорта маз, точно не скажу какой, но с первых самых выпусков. А еще тут есть село с интересным названием Сукко, с ударением на О. Эх, море впечатлений, простите за флуд.

Anvar
31.07.2010, 10:29
так у меня телефон) шпионская техника) в самом самолете я не фотал, а очень хотелось. Порой, когда все внизу в облаках и любой просвет в них кажется рекой или озером, которые застыли и покрылись льдом. А! Еще видел интересные, походу, 130 зилы! У них морда как у 131 и по дороге с аэропорта маз, точно не скажу какой, но с первых самых выпусков. А еще тут есть село с интересным названием Сукко, с ударением на О. Эх, море впечатлений, простите за флуд.ЗИЛ -130,с оперением от 131,не редкость.Это продукция завода "АМУР"-Автомобили и Моторы Урала.

ЗАО «Автомобили и моторы Урала» создано в 2003 году на базе Уральского автомоторного завода. Предприятие до начала экономического кризиса выпускало малотоннажные грузовики индийской марки ТАТА и тяжелые китайские самосвалы FAW и Foton, легковые автомобили Geely, а также технику на базе автомобиля ЗИЛ-130 и коммунальную технику.

Anvar
31.07.2010, 10:45
извиняюсь если пишу не в той теме. Просто с телеяона искать проблемно. А же за качество и количество фот. Анапа, аэропорт. Трап на базе буханки.
Хорошего тебе отдыха в Анапе! Вот не понимаю немного, зачем трап с машиной! Обычного что ли нет?Обычный трап,как вы выразились,работает на электричестве.А это значит нужна служба по ремонту и зарядке аккумуляторных батарей,когда машин много то так и есть.А когда один два,то проще иметь на автомобильном шасси или катать на буксире(в малых аэропортах так и поступают,к тому же зимой ,по снегу по другому и не пролезти,не забывайте не все аэродромы столичные,есть и на севере и дальнем востоке).А Анапа-сезонный аэропорт,с небольшим количеством рейсов,так что комментарии излишни.Хорошо хоть не в ручную катают.

ПЕРМЯК
31.07.2010, 11:28
ЗАО «Автомобили и моторы Урала» создано в 2003 году на базе Уральского автомоторного завода. Предприятие до начала экономического кризиса выпускало малотоннажные грузовики индийской марки ТАТА и тяжелые китайские самосвалы FAW и Foton, легковые автомобили Geely, а также технику на базе автомобиля ЗИЛ-130 и коммунальную технику.

таких зилов много видел в 80е,даже вчера один в городе встретился. но не знал кто выпускает,спасибо за информацию

АВТОБУСNИК
31.07.2010, 14:26
И модель такая есть,Киммерия выпускает бортовой,бочку и аварийку двухкабинную.

nikon86
31.07.2010, 14:56
И модель такая есть,Киммерия выпускает бортовой,бочку и аварийку двухкабинную.
Не Киммерия, Конка такие выпускает.

Pavel013
31.07.2010, 16:23
Такой зил можно сделать из Электроприбора и кабины от Элекона.

АВТОБУСNИК
31.07.2010, 16:48
Не Киммерия, Конка такие выпускает.
Конка,ошибся.

АВТОБУСNИК
31.07.2010, 16:50
Такой зил можно сделать из Электроприбора и кабины от Элекона.
Дешевле выйдет Конку взять,да и кузов от Электропроибора не подойдет,ни бортовых,ни бочек он не выпускал.

Змеёнов
01.08.2010, 01:41
Вот нашёл у себя в "закромах" ещё одного "чистюлю".

АВТОБУСNИК
01.08.2010, 08:41
Классная подметалка,я вроде такие еще помню,желто-красные они были.

stasm74
01.08.2010, 11:43
таких зилов много видел в 80е,даже вчера один в городе встретился. но не знал кто выпускает,спасибо за информацию

кому интересно выкладываю чертежи, может кому пригодятся

ПЕРМЯК
01.08.2010, 12:17
спасибо. неплохо было бы такую модель иметь

nikon86
01.08.2010, 12:52
спасибо. неплохо было бы такую модель иметь
Так они продаются, найти не проблема.

ldg29
02.01.2011, 21:42
В послевоенные лидеры по выпуску автофургонов в СССР вырывается Горьковский Завод Торгового Машиностроения (ГЗТМ), специалисты которого разработали и наладили выпуск целой серии фургонов для перевозки продуктовых и промышленных товаров на шасси только что пошедшего в производство грузового автомобиля ГАЗ-51. ГЗТМ предлагает как «фургоны-коробочки» для установки на стандартное грузовое шасси, так и «автобусные».

ГЗТМ-952 устанавливали на обычное шасси ГАЗ-51 с удлиненной рамой, он становится самым популярным. Поставляется заказчикам в двух вариантах – просто «952», с облицовкой из листовой стали, и «952Д» с облицовкой из дюралевого листа. Каркас кузова деревянный, крыша покрывается фанерой, обтянутой брезентом. Внутренняя обивка кузова – из фанеры, пол деревянный. Односторонняя загрузочная дверь в задней стенке кузова, одностворчатая, каркасная, с замком-защелкой и ушками для опломбирования. Для облегчения погрузки-разгрузки под дверью имеется выдвижная двухступенчатая подножка. Этот автофургон на многие послевоенные годы становится самым распространенным. Автофургон автобусного типа ГЗТМ-АВП-56 устанавливается на шасси со смещенным вперед управлением, кабина водителя составляет с кузовом единое целое. Задняя часть кузова цельнометаллическая, остальная собрана на деревянном каркасе, облицованном снаружи листовой сталью. Внутренняя поверхность отделана каркасным картоном. Кабина водителя изолирована от грузового отделения специальной перегородкой, в которой есть два глухих окна для наблюдения за погрузкой-разгрузкой. Водительское сиденье регулируется, а отсутствие переднего капота обеспечивает великолепную обзорность. Товары грузят и разгружают через одностворчатую дверь в задней стенке кузова. Для облегчения погрузки под дверью устанавливается выдвижная подножка. Вдоль потолка грузового отделения укреплены штанги, позволяющие перевозить готовую одежду на вешалках. АПВ-56 производится на ГЗТМ до 1962 г., после чего его выпуск передают Тартусскому авторемонтному заводу Минавтотрансшосдора Эстонской СССР (именно так оно тогда и называлось, а значило: министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог).

Для доставки готовой одежды в магазины (пальто, костюмов, платьев) на вешалках в 1959–1965 гг. Павловский автобусный завод имени Жданова выпускал автофургоны ПАЗ-661, которые большей частью работали с прицепами-фургонами того же завода. Оба кузова имели двери с правой стороны, а внутри кузовов под крышей были установлены горизонтальные штанги для одежды. Вешалки с горизонтальных штанг снимались специальными захватами, что обеспечивало поддержание чистоты груза и фургона. Плотность размещения товара обеспечивала его сохранность. Вместимость кузова составляла 150 зимних или 220 демисезонных пальто или 250 костюмов. Созданный после войны лидер столичных перевозок Главмосавтотранс также налаживает на своих опытных производствах изготовление автофургонов. Полностью приспособленных под нужды этой организации. Что говорит о величайшем дефиците фургонов. Маленькая иллюстрация: в 1979 г. на Автокомбинате № 9 хлеб возили на ГАЗ-52 в фургонах, снятых с ГАЗ-51 и переживших не один носитель!

Наиболее интересным фургоном, созданным рационализаторами Автобазы № 2 и кузовного завода управления торгового транспорта Главмосавтотранса стал «Москуз-19» с поднимающейся крышей на шасси ГАЗ-51. В нем крыша поднималась на 300 мм вверх с небольшим перемещением вперед, в сторону кабины автомобиля. Подъем и опускание крыши в процессе погрузки и выгрузки осуществлялось вручную при помощи системы рычагов и пружинного механизма. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ с поднятой крышей значительно облегчалось. Для транспортировки хлеба и хлебобулочных изделий ГЗТМ с 1953 по 1963 гг.. выпускал кузов «КХА-2-57», вместимостью 102 (в действительности также и 103, и 104, в зависимости от особенностей шасси. – ред.) лотка. Каркасный кузов монтировался на шасси ГАЗ-51 с удлиненной рамой и был разделен на четыре секции, каждая из которых имела самостоятельную двухстворчатую дверь. Конструкция автофургона позволяла использовать его с одноосным прицепом-фургоном. Тем же заводом фургон КХА-2-57 в 1965 г. был заменен на ГЗТМ-892 на шасси ГАЗ-52. Тартуский авторемонтный завод в шестидесятые годы производил автофургон ТА-9А с вагонным автобусным кузовом из стальных труб, обшитых снаружи листовой сталью, а внутри алюминиевым листом.

Перевозка мелкоштучных хлебобулочных изделий на ГАЗ-51 и ГАЗ-52 оказалась совершенно нерациональной и экономически неоправданной, поскольку грузоподъемность автомобиля использовалась только на 30–40%. Поэтому на заводе Главмосавтотранса был создан хлебный фургон вместимостью 40 лотков на шасси УАЗ-450Д. При необходимости к этому автомобилю можно было прицепить одноосный прицеп.

Муковозы с пневморазгрузкой появились только в середине шестидесятых. До того муку на хлебозаводы везли в мешках. Для подобных перевозок на Автобазе № 5 Главмосавтотранса создали серию автомобилей ЗИЛ-164 с открывающимся металлическим верхом, предохранявшим муку от дождя и снега, для стандартного бортового кузова, допускавшего погрузку-разгрузку с трех сторон автомобиля. Во времена военного коммунизма об особом комфорте в домах и квартирах простых людей никто не думал, самодельная скамья и плохо обструганный стол, вот и все детали интерьера, а мебель в гостиницах использовалась с царских времен, экспроприированная у богачей. Однако после войны советский человек начинал приобщаться к комфорту, а многочисленные фабрики начали делать диван-кровати, шифоньеры и буфеты для трудящихся, которые приобретали в мебельных магазинах. Так возникла потребность в перевозке мебели. Ее особенностью является малый объемный вес. Что диктовало автофургон максимальной площади и вместимости.

Мебельный фургон должен иметь достаточную внутреннюю высоту, мягкую обивку, мягкие приспособления для фиксации и крепления мебели при перевозках без упаковки. На ГЗТМ в 1956 г. разработали и изготовили кузов-фургон ГЗТМ-954 на удлиненное шасси ГАЗ-51. Деревянный каркас снаружи обшивался листовой сталью, крыша покрывалась фанерой, по которой натягивалась парусина. Внутри для предохранения мебели от повреждений по всему периметру устанавливались в три ряда полумягкие валики. Вдоль крыши внутри кузова были натянуты в три ряда струны, на которых подвешивались мягкие жгуты-прокладки для разделения мебели. В задней стенке имелась двухстворчатая дверь, открывавшаяся до соприкосновения с боковинами, проем двери был равен внутренней ширине и высоте кузова. Для облегчения погрузки в задней части кузова ставили трап с рольгангами, в транспортном положении убиравшийся на продольные брусья основания. Основным недостатком мебельного фургона было то, что при перевозке номинальная грузоподъемность автомобиля использовалась не более, чем на 40%. Автомобили с изотермическими фургонами в шестидесятых-семидесятых строились Оренбургским заводом холодильного оборудования и Луцким машиностроительным заводом на шасси все того же ГАЗ-51. Назывались они П-504-58, в большинстве случаев работали с одноосными изотермическими прицепами П-483. Температура внутри них поддерживалась с помощью льдосоляной смеси. Однако в конце пятидесятых – в начале шестидесятых в СССР начался массовый выпуск рефрижераторов с автономными холодильными установками, о которых мы расскажем позднее...
Фото:
1. Хлебный фургон КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51 1948-1954 гг., Горьковского завода автобусов (ГЗТА)
2. Фургон КХА-2-57 на шасси ГАЗ-51, 1955-1957 гг.
3. Фургон ГЗТМ-952 на шасси ГАЗ-51, 1956-1960 гг.
4. Фургон на шасси ГАЗ-51 для транспортировки кускового сахара в мешках, 1964 г., производства Брянского завода специальных автомобилей и прицепов
5. Фургон автобусного типа ГЗТМ-АВП-56 1955-1962 гг. для перевозки товаров ширпотреба
6. Фургон автобусного типа ГЗТМ-АВП-56 с изотермическим кузовом
7. Фургон ГЗТМ-952Д для перевозки товаров ширпотреба 1960-1966 гг.
8. Фургон ПАЗ-661 с прицепом ПАЗ-670 для перевозки хлебо-булочных изделий 1958-1964 гг.
9. Автолавка ПАЗ-661 для торговли на селе. 1959 г. Опытный образец
10. Хлебный фургон ГЗТМ-892 на шасси ГАЗ-51. 1960 г. Опытный образец
11. Фургон ГЗТМ-952 на шасси ГАЗ-51А для транспортировки промышленных товаров. 1961-1975 гг.
12. Фургон «Москуз-21» на шасси ГАЗ-63 для транспортировки промтоваров в сельские районы 1960-1964 гг.
13. ГЗТМ-952Д на шасси ГАЗ-52. 1963 г. Опытный образец
14. Мебельный ГЗТМ-954 на шасси ГАЗ-52. 1962-1970 гг.
15. Продуктовый фургон на шасси ГАЗ-3307. 1985-1990 гг.
16. ГЗТМ-891 на шасси ГАЗ-52. 1966-1970 гг. для транспортировки багажа пассажиров от аэропортов до гостиниц
17. Хлебный ГЗТМ-892 на шасси ГАЗ-66 для доставки хлеба в войсковые части. 1963 г. Опытный образец
18. ГЗТМ-892Б на шасси ЗИЛ-164А для доставки продуктов. 1964-1966 гг.
19. Фургон У-123 на шасси ГАЗ-51А с одноосным прицепом У-55 производства «Главмостранса» для перевозки продуктов
20. Фургон ГЗТМ-952Д на шасси ЗИЛ-164 для доставки промтоваров. 1961-1965 гг.
http://www.autotruck-press.ru/

2ТЭ10М
02.01.2011, 22:49
ассенизаторы.фото:http://www.kommash.com/

2ТЭ10М
02.01.2011, 22:52
КО-529-11 фото:http://www.kommash.com/

АВТОБУСNИК
02.01.2011, 23:22
В послевоенные лидеры по выпуску автофургонов в СССР вырывается Горьковский Завод Торгового Машиностроения (ГЗТМ), ...
Классные фотки,многие модели у меня есть...

ПЕРМЯК
02.01.2011, 23:47
отличные фургоны. с удовольствием посмотрел фото

ldg29
03.01.2011, 16:37
Статья...http://www.autotruck-press.ru/archive/number90/article840
1. Автоводовозка на шасси ЯГ-6 ёмкостью 5000 л, обслуживающая Ярославский автозавод, снимок 1938 г.
2. Схематический чертеж стандартной автоцистерны для перевозки молока на шасси ЗИС-5 1939 год
3. Автоцистерна АЦПТ-1,9 на шасси ГАЗ-51, выпускавшаяся с 1962 по 1967 гг. Вологодским машиностроительным заводом «Молмашстрой»
4. Автоцистерна-молоковоз АЦПТ-1,9 на шасси ГАЗ-51А Долматовского завода «Молмашстрой» 1968–1975 гг.
5. Автомолоковоз АЦПТ-3,3-53А на шасси ГАЗ-53А «Соколукского завода торгового машиностроения», 1967 г.
6. Более поздний вариант автоцистерны АЦПТ-2,8 на шасси ГАЗ-53А для транспортировки молока, выпускавшийся «Соколукским заводом торгового машиностроения с 1968 по 1970 гг.
7. Автоцистерна-молоковоз АЦПТ-3,5 Карловского производственного объединения по выпуску пищевого оборудования
8. Автомобиль-молоковоз АЦМ-2,8 на шасси ЗИЛ-164 «Прилукского завода противопожарного оборудования» 1961–1962 гг.
9. Последний вариант автоцистерны-молоковоза АЦПТ-2,8-164А на шасси ЗИЛ-164А, выпускавшийся «Прилукским заводом противопожарного оборудования» с 1964 по 1973 гг.
10. Автомобиль-цистерна АЦПТ-2,8 А Прилукского завода ППО на шасси ЗИЛ-130 равно пригодная для транспортировки питьевой воды и молока
11. Автопоезд-молковоз, состоящий из седельного тягача ЗИЛ-130В1 и полуприцепа-цистерны АЦ-8000, эксплуатировавшийся Автобазой № 18 «Мосгортранса» в 1967–1978 гг.
12. Автоцистерна-молоковоз АЦ-525, работающая совместно с двухосным прицепом-молоковозом ПЦ-675, такие автопоезда эксплуатировались с 1960 по 1966 гг.
13. Автомобиль-цистерна АЦ-525 на шасси МАЗ-200 для транспортировки молока, выпускавшаяся «Калининским ремонтно-механическим» заводом» с 1961 по 1970 гг.
14. Опытный образец автомобиля-молоковоза АЦПТ-6,0 на шасси МАЗ-200, построенный в 1964 г. «Вологодским машино- строительным заводом»
15. Серийный автомобиль-цистерна АЦПТ-6,2 на шасси МАЗ-500, строившийся «Вологодским машиностроительным заводом» с 1965 по 1978 гг.

Bolt&Co
03.01.2011, 16:51
А вот за этих отдельное спасибо!!! Я к бочечкам неровно стал дышать..)))

ПЕРМЯК
03.01.2011, 18:59
классные фото. спасибо за приятную ностальгию

Nikolaich81
25.01.2011, 12:59
Многоуважаемые коллеги! Огромная просьба, если кто знает что-то об оборудовании салона ОАСД-3 (Чайка киносъемочная) производства Черниговского завода, подскажите пожалуйста. А то задумал конверсию, но из-за вопроса с салоном работа встала. Фотки из музея в Черноголовке смотрел, там она под тентом, ничего не понятно.
Модераторам и админам просьба - если не туда написал, не подвергайте остракизму, реально не могу найти информацию!!!

ldg29
12.02.2011, 11:05
Статья...http://www.autotruck-press.ru/archive/number89/article831
Фото:
1. Первая автобетономешалка советского производства на шасси ЗИС-6 1939 г.
2. Автобетономешалка-развозка модели СССМ-738/С-49 на шасси ЯГ-6 Киевского завода «Красный экскаватор» 1940 г.
3. Автобетономешалка «С-224» на шасси послевоенного ЯАЗ-200 1946–1950 гг.
4. Немецкий автобетоносмеситель «Фогель» Тип ЭсЭл на шасси «Магирус-Дойтц 120» 1964–1965 гг.
5. Чертеж автобетоносмесителя С-224
6. Тот же самый автобетоносмеситель «Фогель» ЭсЭл, только на шасси «Магирус-Дойц 230» 1967–1971 гг.
7. Автобетоносмеситель «Фогель» ЭсЭй на шасси «Магирус-Дойтц 230» с кабиной над двигателем. 1967–1970 гг.
8. Голландский автобетоносмеситель «Де Йонг» на шасси ДАФ-1900, 1962–1970 гг., на строительстве гостиницы «Россия» в Москве
9. Опытный образец автобетоносмесителя С-1036 на шасси МАЗ-503 Славянского завода строительных машин экспонируется на ВДНХ в 1968 г.
10. Модернизированный автобетоносмеситель С-1036 Б на шасси МАЗ-5335, выпускался с 1980 по 1988 годы «Славянским заводом строительных машин»
11. Автобетоносмеситель СБ-96А-1 на шасси МАЗ-53371 производился в 1989–1990 гг.
12. Опытный образец автобетоносмесителя С-942 на шасси КрАЗ-222 Славянского завода строительных машин экспонируется в 1969 г. на «Строительной выставке» на Фрунзенской набережной.
13. Автобетоносмеситель СБ-112-1 на шасси КамАЗ-5511 «Туймазинского завода автобетоновозов» экспонируется на выставке «Строительные машины и оборудование» на ВДНХ в 1981 г.
14. Современный автобетоносмеситель АБС-800 на шасси МЗКТ-692378 производства ЗАО «Комз-Экспорт» на строительстве третьего транспортного кольца в Москве в 2002 г.

Юматик
12.02.2011, 14:01
Большое спасибо за фото миксеров. Обожаю этих "мешателей"

ldg29
21.02.2011, 21:20
Статья...http://www.autotruck-press.ru/archive/number91/article848
Фото:
1. Автоцистерна Т-322 для транспортировки пива на шасси ГАЗ-51А, строившаяся на автокомбинатах «Моспродтранса» с 1971 по 1975 гг.
2. Пивная автоцистерна Т-321 производства автокомбинатов «Моспродтранса» на шасси ГАЗ-51А, строившаяся с 1968 по 1970 гг.
3. Пивозаправочная станция на шасси ГАЗ-51А, представленная «Главмосавтотрансом» на Выставке специализированных автомобилей, проводившейся на ВДНХ летом 1971 г.
4. Пивные цистерны Т-322 очень часто работали с одноосными прицепами-цистернами, также изготавливавшимися на автокомбинатах «Моспродтранса».
5. Пивные цистерны Р3-ВЦП-3,3 на шасси ГАЗ-53А строились «Машиностроительным заводом имени Карла Либкнехта» с 1974 по 1988 гг.
6. Та же самая автоцистерна, только оборудованная для транспортировки и продажи кваса
7. Пивная автоцистерна переоборудованная из молочной АЦПТ-2,8-164 Прилукского завода ППО 1959–1961 гг.
8. Более поздний вариант пивной автоцистерны АЦПТ-2,8-164А, выпускавшийся с 1965 по 1975 гг.
9. Автомобиль-цистерна АЦЖР-2,5-53 на шасси ГАЗ-53А для транспортировки живой рыбы, строилась Прилукским заводом ППО с 1966 по 1980 гг.
10. Автоцистерна для транспортировки живой рыбы АЦЖР-2,8-53, переоборудованная «Моспродтрансом» для перевозок растительного масла.
11. Самыми ранними автомобилями для транспортировки живой рыбы стали автоцистерны АЦЖР-3 на шасси ЗИЛ-164, выпускавшиеся Прилукским заводом ППО с 1960 по 1970 гг.
12. Автоцистерны для транспортировки живой рыбы АЦЖР-2,8 на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157КЕ. Строились с 1966 по 1970 гг. «Прилукским заводом ППО».
13. Один из ранних автомобилей-цистерн для транспортирорвки живой рыбы был создан на Минском автомобильном заводе еще в 1953 г.
14. Седельный тягач ЗИЛ-130В с полуприцепом К-1040-Э для бестарной перевозки муки выпускался с 1961 по 1977 гг. «Одесским заводом Продмаш».

2ТЭ10М
22.04.2011, 18:16
Вот такой Камаз есть в нашем городе.С него кидают асфальт, кто-нибудь знает, как это оборудование называется?

jura10rus
22.11.2012, 03:01
Зис-150

регион102
12.12.2012, 17:11
Кто-то где-то писАл, что с некоторых пор не ровно задышал на бочёнки всякия-разныя ))))

... Я к бочечкам неровно стал дышать..)))

А ну-ка, Олеж, подыши... :biggrin_:

Усиленный седельный тягач МАЗ-74103 с полуприцепом-заправщиком ТЗ-60 (АТЗ-60-8685). 1981 год
362848


Тягач МАЗ-74103 в составе двухзвенного полуприцепного топливозаправщика ТЗ-90. 1987 год
362847

Седельный тягач МАЗ-7410 с активным полуприцепом-заправщиком АТЗ-30-9989. 1978 год
362849