Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost DIP
Самый известный ленинский Rolls-Royce – экземпляр №17KG с кузовом «торпедо» работы ателье Barker, демонстрировавшийся при советской власти в Центральном музее В.И. Ленина. Автомобиль-икона – рядом с этим «Роллс-Ройсом» торжественно принимали в пионеры, изображения машины печатали на открытках и даже в некоторых биографиях его «вечно живого» пассажира. Именно о нем слагались самые немыслимые легенды. Например, как генсек Андропов по ночам приезжал в музей, надевал пальто Ильича, садился в «Роллс-Ройс» и его катали по коридору.
О происхождении автомобиля тоже сочиняли разные сказки. Поначалу ходила байка, что Rolls-Royce раньше принадлежал великому князю Михаилу Александровичу – тому самому, в чью пользу отрекся Николай II. Поводом для нее мог стать тот факт, что похожий «Роллс-Ройс» у младшего брата последнего русского царя действительно был – «торпедо» с номером шасси 2429, изготовленное французским кузовным ателье Mühlbacher в 1912 году. Возможно, сбила с толку внешняя схожесть: и у Баркера, и у Мюльбахера кузова типа «торпедо» делались со скругленными бортами.
В позднесовесткое время рассказы про великого князя сменились признанием того факта, что Rolls-Royce для Ленина приобрели уже при советской власти. В посвященных автомобилю статьях назывались различные даты выпуска: 1920, 1921, 1922 и даже 1923 годы. Лев Михайлович Шугуров так обосновывал появление автомобилей этой марки в кремлевском гараже: «Естественно, для обслуживания членов правительства молодой Республики Советов из разнокалиберного автомобильного парка страны отобрали наиболее сохранившиеся, самые надежные и выносливые, а "роллс-ройсы" уже тогда имели репутацию машин высокого класса». И даже о приобретении «Роллс-Ройса» в Великобритании Лев Михайлович написал уклончиво: «поступил в гараж Совнаркома». Только в 1990 году в журнале «За рулем» Шугуров со ссылкой на итальянского журналиста Джузеппе Дикорато сообщил, что Rolls-Royce для автобазы Совнаркома приобрели 11 июля 1922 года в виде шасси за 1850 фунтов стерлингов. Автомобиль с заводским номером 17KG был заказан советской делегацией 11 июля 1922 года, а 17 августа шасси отправилось в кузовное ателье Barker для постройки кузова.
Жестянка с цифрами 236 висела на «Роллс-Ройсе» в начале 1923 года, согласно ведомости об эксплуатации автомобилей Гаража особого назначения. В 1922 году у «Роллс-Ройса» с личным номером 50 был знак с цифрами 4372, а в июле 1923 года – 2635. Связано это с ежегодной переменой номерных знаков – процедурой, объединенной с техосмотром и уплатой налога. Почему при реставрации «Роллс-Ройса» на ЗИЛе в 1959 году выбрали именно номер 236 – неизвестно. Как пока что неизвестно, действительно ли «Роллс-Ройс» с номером шасси 17KG – это автомобиль с внутренним номером 50.
http://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_ba...v/tri-istorii/ «Три истории»