Показать сообщение отдельно
18.11.2010, 02:58   (#66) Старый
yrgin yrgin вне форума
Moderator
Модератор
 
Аватар для yrgin
 
Сообщений: 3,750
Сказал(а) спасибо: 11,918
Поблагодарили 56,730 раз(а) в 5,626 сообщениях
Регистрация: 30.11.2007
Адрес: Советский Союз
Репутация: 53700
По умолчанию

Следующее напрвление коллекции Спортивные автомобили и им сочувствующие))

ГАЗ-А №4 (на шинах сверхбаллон) автопробег 1933г. Москва-Кара-Кум-Москва
Глубокая конверсия Yrgin-models (Мастер Н.Баранов)


Среднеазиатская пустыня Каракумы и сейчас место страшное. А начало освоению Черных песков (так переводится с тюркского слово «Каракумы») положил автопробег Москва – Каракумы - Москва. В 1931 году в Москве завершилась реконструкция завода АМО и возникла необходимость испытать новую продукцию. Появился грандиозный план автопробега по маршруту «Москва-Каракумы». Это был не только экзамен отечественной техники, созданной в течение первой пятилетки в Горьком и Москве, но и ее сравнение с автомобилями, изготовленными на американских заводах. В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонные грузовика АМО-3 (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортные трехосные Ford-Timken, одна экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА. Были утверждены следующие этапы маршрута: Москва – Горький – Чебоксары - Казань – Самара – Оренбург – Актюбинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Ташкент. Затем от Чарджоу через пустыню Кара-Кум на Красноводск. После переправы через Каспийское море, Баку - Тифлис – Армавир – Ростов-на-Дону - Харьков (тогда столица Украины) – Воронеж – Тула - Москва. Даже сегодня такая затея не кажется слишком простой. В те времена путь от Иргиза до Арала был вообще малоизведанным, существовал только караванный тракт. Пробег начался 6 июля 1933 года от автозавода имени Сталина. Вспоминают участники пробега « да какая тут земля? Идешь, а ноги по щиколотку в песке. На небе – ни одного облачка. Солнце печет – сил нет: пятьдесят пять градусов!» За Аралом «... мы окончательно убедились, что советские машины – самые лучшие в мире. Незаметно проехали после города Казалинска 50 км. Свернусь, думаю, на диване, да задремлю. Улегся. Вдруг как толкнет в одну сторону, в другую. Меня сбросило с дивана. Только стал подниматься, опять – то вперед, то назад – хлоп! Вылезли из машины и ахнули. Перед нами поле, сплошь усеянное буграми, каждый величиной с полметра. Машины ныряют по ним, будто пароход по волнам. Тридцать километров тянулась сумасшедшая дорога. Обратно в кузов, конечно, не полезли, а шли возле. К двум часам дня выбрались на хорошую дорогу, осмотрели машины – хоть бы один винтик отлетел».
Уже в середине августа машины шли под безжалостным солнцем пустыни Каракумы, не раз тонули в горячем песке и чтобы сдвинуть автомобили с места, под колеса им подкладывали сплетенные из толстых веревок трапы, доски, ветви саксаула... «Условия работы автомобилей и их экипажей были чрезвычайно тяжелыми. Днем температура в кабинах доходила до 75 градусов, плавилась даже кинопленка. Мельчайший песок забивал все моторы и механизмы, отказала кинокамера... На пути встречались отвесные, высотой до 150 метров, обрывы плато, гряды барханов, глубокие каньоны высохших рек. Их обходили, теряя много времени на поиски подходящей дороги. Попадались обманчиво ровные котловины, где под тонкой коркой скрывалась засасывающая трясина... Серьезной проблемой была вода. Двигатели работали с перегрузкой, требовали усиленного охлаждения, нередко на это расходовались запасы питьевой воды... Путешествие шло от колодца к колодцу, кругом - никаких ориентиров. Но старый туркмен-проводник, сопровождавший караван, быстро определял дорогу и по каким-то одному ему известным признакам выводил колонну на караванные тропы... Однажды положение стало угрожающим. Путь к колодцу, где нас ожидал караван верблюдов с водой, преградил крутой затяжной подъем. На помощь двигателям пришли люди. Они тащили автомобили канатами, подпирали кузова сзади. Штурм длился двое суток, были израсходованы все запасы воды, обожженные солнцем люди выбивались из сил, но упрямо шли к цели...». Все это фиксировал во время пробега знаменитый кинодокументалист Роман Кармен.
Отметим, что в этом пробеге трехосные ГАЗ-ААА показали себя с самой лучшей стороны. Там, где двухоски безнадежно застревали, трехоски шли вперед: трехосная система позволяла значительно уменьшить удельное давление на грунт, повысить проходимость машин. Еще одной технической новинкой автопробега были широкопрофильные шины или, как их тогда называли, шины «сверхбаллон». Они были установлены на трех машинах и это значительно улучшило их ходовые качества. Стандартные ГАЗики вязли в барханах, часть пути они прошли по существу на плечах членов экипажей. А ГАЗики на шинах «сверхбаллон», разработанных Московским НИИ шинной промышленности, шли по пустыне, как по асфальту. Эти широкие, посаженные на обод малого размера шины своим видом как бы предвосхищали конструкцию нынешних. С тех пор шины увеличенного профиля стали отличительной особенностью автомобилей СССР. Кстати, 12 автомобилей были «обуты» в шины из отечественного синтетического каучука выработки воронежского, ярославского и ленинградского заводов.
Каракумский пробег был образцовым техническим мероприятием, обратно в Москву пришли все машины и все люди. Его участники за 86 дней преодолели 9400 километров, из которых только 2270 км шоссейных дорог (в большинстве низкого качества), 1320 км профилированных грунтовых дорог, 4580 км проселков и 1200 км полного бездорожья. Колонна финишировала в столице 30 сентября 1933 года.
По результатам автопробега советские конструкторы произвели некоторые изменения в серийных автомобилях: были усиленны задние мосты грузовиков, улучшены системы охлаждения двигателей, введены фильтры для очистки воздуха, после пробега ставшие привычными на серийных грузовиках.
Октябрьский номер журнала «За рулем» 1933 года с восторгом писал об автопробеге: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса во главе с товарищем Сталиным, побед генеральной линии партии большевиков».
УРА ТОВАРИЩИ !!! )))
Миниатюры

Последний раз редактировалось yrgin; 06.05.2017 в 12:40.
Ответить с цитированием
37 пользователя(ей) сказали cпасибо:
1 (19.11.2010), Alexmerss (23.10.2012), Bertov (18.05.2011), BlackWolf (18.11.2010), Denizzo (18.11.2010), gavr (18.11.2010), gaz21-1823odg (23.05.2012), KMJ-73 (18.11.2010), kulagin777 (18.11.2010), lzlz (18.11.2010), M-B (02.10.2011), Markman (01.07.2014), MaxS (19.11.2010), rexswix (11.02.2012), Roman29 (18.11.2010), Ronin-Spb (01.04.2014), sanek89111 (10.12.2019), sergei (19.11.2010), sheriff (18.11.2010), регион102 (18.11.2010), Syava (18.11.2010), s_xxl (25.02.2012), tixon (19.11.2010), tonerr (06.10.2011), Vilks7222 (18.11.2010), vitfish (18.11.2010), ZAPOI (05.04.2014), АВТОБУСNИК (18.11.2010), Алтэя (24.11.2011), Бала_Ага (18.11.2010), Денис 61 (23.06.2012), Дмитрий16 (18.11.2010), Макс1984 (19.10.2014), Олег-38. (21.04.2013), ПЕРМЯК (18.11.2010), РУСЛАН (19.11.2010), Юматик (18.11.2010)