Биография пражского завода «Авиа» не совсем обычна. Это предприятие, возникшее еще в 1919 году, в течение десятилетий строило самолеты, что, кстати, полностью соответствовало его названию. Оригинальные истребители собственной конструкции, лицензионные “фоккеры” и “мессершмиты”, а затем работяги Ил-14— вот далеко не полный перечень продукции завода.
В 1946 году начат выпуск грузовиков Skoda 706R и автобусов Skoda 706RO.
В 1960 году “Авиа” неожиданно спускается с небес на землю, начав производство грузовиков марки “Прага”: автомобили оказались нужнее, чем самолеты, и вскоре завод полностью отказался от выпуска летающей техники. Сегодня о былой специализации “Авиа” говорит лишь фирменная эмблема с изображением парящей чайки...
В 1967 году была куплена лицензия на производство автомобилей SAVIEM серий SG2 и SG4 грузоподъёмностью 1,5 и 3 т соответственно. Покупка лицензии позволяла поднять уровень автомобилестроения на новый, соответствующий мировому, уровень.
В 1971 году с конвейеров пражского завода сошли первые автомобили нового поколения грузоподъемностью 1,5 и 3 т, получившие обозначения А15 и А30. Вскоре к ним добавились 2-тонные фургоны А20, а всего с учетом различных модификаций кузовов число выпускаемых моделей “Авиа” достигло трех десятков при общем “тираже” 12 тысяч машин в год.
Все модификации семейства А15— АЗО похожи друг на друга и имеют унифицированные комфортабельные кабины со звукопоглощающей изоляцией. Каждая из моделей машины выпускалась в трех вариантах: короткобазовом, длиннобазовом и нормальном (в обозначении каждого из них соответственно добавляются литеры К, L и N). Различались и двигатели — на А15 устанавливали дизели мощностью 72 л. с., а на АЗО — 80 л. с.
До 1976 года автомобили “Авиа” поставлялись только на внутренний чехо-словацкий рынок, но затем начали экспортироваться и в другие страны. В 1978 году экземпляр машины поступил в Советский Союз. После всесторонних испытаний автомобиля был заключен долговременный контракт, и уже в следующем году грузовики “Авиа” появились и на дорогах нашей страны. Это были в основном бортовые автомобили модели A30N с тентом, изотермические фургоны A30K-S1 и фургоны А20. Всего в СССР фирма экспортировала 40 тысяч машин, причем в последнее время поставляются только усовершенствованные модели двух модификаций — А21 и А31.
Потребители в разных странах единодушно оценили такие важные достоинства чехо-словацких грузовиков, как их высокая надежность и экономичность. Автору этих строк довелось побывать на заводе “Авиа” и подробно ознакомиться со всеми этапами технологического процесса. Невольно обращаешь внимание на тщательность проверки каждого сходящего с конвейера автомобиля — на многочисленных стендах по контролю тормозных систем, отладки двигателей, передних мостов и другого оборудования. Гарантия на автомобиль составляет 6 месяцев, причем машины, эксплуатируемые в Чехо-Словакии, первые 2500 км своего пробега находятся под строгим надзором специальной заводской службы сервиса. Потребителю не нужно заботиться о регулировке клапанов двигателя, ограничителей тормозов, отладке переднего моста -все это сделают механики «Авиа". Пробег до капитального ремонта составляет 150 тысяч км, а конструкция автомобиля рассчитана на прохождение трех капитальных ремонтов.
После распада Советского союза Avia пришлось искать новые рынки сбыта, однако устаревшие модели оказались неконкурентоспособными. В 1995 году было образовано совместное предприятие Daewoo-Avia. Некоторое время выпускались модернизированные старые модели, с новыми двигателями и обновлёнными кабинами. В 2000 году компания Daewoo обанкротилась, производство на заводе Avia было прекращено.[источник не указан 531 день]
В 2006 году Avia была куплена индийским производителем грузовиков Ashok Leyland.
С 2007 года, в России, поставки автомобилей AVIA (21/31/60/65/75/80/Turbo) и запчастей к ним, осуществляет компания «СНВ-Сервис», Санкт-Петербург.
С марта 2010 года, подписав договор с компанией «Avia Ashok Leyland Motors», компания "Блок Комтранс", город Москва, занялась продажей и обслуживанием грузовых автомобилей AVIA(D60/D90/D120) в Московском регионе. До конца 2010 года компания «AALM» планирует занять на российском рынке значительную долю благодаря продажам автомобилей AVIA типов D60, D90 и D120. Причем будут предлагаться два варианта соответствия требованиям: Euro 3 и Euro 4.
http://hobbyport.ru/ и ru.wikipedia.org/wiki/Avia
фото из личного архива