Тема: Амфибии
Показать сообщение отдельно
10.11.2009, 10:35   (#5) Старый
Алтэя Алтэя вне форума
Звёздочка форума
Оратор
 
Аватар для Алтэя
 
Сообщений: 1,991
Сказал(а) спасибо: 10,225
Поблагодарили 7,669 раз(а) в 1,706 сообщениях
Регистрация: 10.09.2009
Адрес: Харьков
Репутация: 15000
По умолчанию

БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ

Два опытных ДАЗ-485 построили в августе 1950 г. Первый из них собрали поздней ночью, но никто из группы Грачева не захотел уйти домой. Сразу же направились к Днепру. Символично, что проба сил прошла при свете фар GMC DUKW-353, как бы передававших свою эстафету новому образцу. Грачев первым сел за руль. Риск был очень велик, ведь никто не знал, как поведет себя на плаву совершенно «необъезженная» машина. Но все обошлось, амфибия не подвела своих создателей. Впереди машины ждали значительно более суровые экзамены.

Испытания на Днепре. Район Запорожья. Сентябрь 1950 г.


Уже осенью 1950 г. обе они совершили продолжительный испытательный пробег по горным дорогам Крыма и Кавказа, покрывая большие расстояния, находясь в водах реки Кубань, в том числе и ночью. Вскоре пришла очередь форсировать Керченский пролив, тогда еще не полностью очищенный от мин и затонувших судов. На обратном пути вышли на испытания в такой сильный шторм, что катерам типа «морской охотник», обычно сопровождавшим амфибии при длительных заплывах, запретили выходить в море. Но испытатели вместе с Грачевым, неизменно находившимся за рулем в опасных ситуациях, рискнули переплыть бушующий пролив. Автомобиль хорошо всходил носом на волну, система водоотлива успешно справлялась с откачкой проникающей в трюмы воды, а все агрегаты работали бесперебойно. Машина показала незаурядные качества. Работоспособная, надежная, она не потребовала впоследствии серьезных переделок. Высокую оценку в эксплуатации получили откидной задний борт и лебедка, расположенная перед грузовым отсеком, которые обеспечивали быструю и удобную погрузку и разгрузку техники. С 2.5 т полезной нагрузки максимальная скорость амфибии на шоссе достигла 73 км/ч, на воде удалось разогнаться до 10.7 км/ч. На воде машина могла транспортировать до 3.5 т. Автомобиль преодолевал подъемы по твердому грунту без груза до 32° и 30° - с полной нагрузкой. Машину отличала хорошая маневренность, на воде радиус циркуляции составлял всего 9 м, наименьший радиус поворота на суше - 11.25 м. Запас хода по шоссе достигал 570-690 км, на воде этот показатель составлял 70 км при движении с максимальной скоростью.

Свою надежность амфибия показала в пробеге по Крыму и Кавказу

Последующие испытания весной 1951 г. под Выборгом, где местность изобиловала реками, озерами, песками, подтвердили правильность основных решений, реализованных в конструкции БАВ. Он получился прочным, подвижным, удобным в управлении, имел плавный ход и, главное, невиданную прежде проходимость. По этому показателю автомобиль в то время не имел себе равных среди колесных машин и вплотную приближался к гусеничной технике, которой это качество доставалось ценой усложнения конструкции, дополнительным весом, низкими экономичностью и долговечностью. Отличными оказались и водоходные качества. Гребной винт, заключенный в глубокий тоннель, обеспечивал довольно высокую для амфибий такого класса скорость движения и уверенное плавание против течения. Правда, сказывалась нехватка мощности, особенно при движении по воде, но использованный двигатель и так был форсирован до предела, а других подходящих в то время наша промышленность не выпускала. Тем не менее средняя скорость движения по всем видам дорог составила 30 км/ч, а по тяжелому бездорожью - 10 км/ч.

Один из первых опытных плавающих автомобилей в ходе испытаний

Грачевцы с удовлетворением отмечали, что их детище не только не уступает заокеанской «Утке», но и по многим показателям ее превосходит. Это была заслуженная и очень важная победа. Она не осталась не замеченной наверху. В марте 1951 г. В. А. Грачеву была присуждена вторая Сталинская премия. Такой же награды удостоилась группа создателей БАВ и производственников.


ПОД СТОЛИЧНОЙ МАРКОЙ

Как раз к этому моменту испытания автомобиля ДАЗ-485 завершились и началась подготовка его производства. Но совершенно неожиданно Днепропетровский автозавод перепрофилировали на ракетную тематику, в результате чего в июле 1951 г. Виталия Андреевича Грачева назначили заместителем главного конструктора ЗиСа. Его непосредственной обязанностью стало освоение серийного производства амфибии. Ведущим конструктором машины стал инженер С. Т. Деев. Началась переработка чертежей применительно к технологии столичного предприятия, его стандартам и узлам. Одновременно шли работы по устранению слабых мест БАВ. В экспериментальном цехе ЗиСа для испытаний амфибии создали специальную лабораторию, упор в работе которой делался на совершенствование ходовых свойств машины на воде. В конце июля 1952 г. первые четыре плавающих автомобиля под маркой ЗиС-485 сошли со стапелей, а с 1953 г. амфибия стала поступать в армию. Испытания серийных образцов осенью 1953 г. по маршруту Москва - Сталинград - Астрахань - Баку - Батуми - Крым - Одесса - Минск - Москва длиной свыше 10 тысяч километров с большими проплывами по Волге, Кубани, Днестру еще раз подтвердили незаурядные характеристики амфибии.
Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Anvar (18.03.2011), jura10rus (20.11.2012)