Начальник мехколонны
Сообщений: 3,830
Сказал(а) спасибо: 23,539
Поблагодарили 46,793 раз(а) в 6,414 сообщениях
Регистрация: 26.10.2009
Адрес: Красноярский край
|
Паромная переправа на озере Байкал -
В состав службы Байкальской переправы изначально были включены практически все подразделения, участвующие в железнодорожных перевозках через озеро. В целом общий список ее основных элементов примерно таков: паром-ледокол «Байкал»; пассажирско-грузовой пароход-ледокол «Ангара»; колесный буксирный пароход «Лейтенант Малыгин»; пароход «Второй»; винтовой буксирный пароход «Кругобайкалец»; винтовой буксирный пароход «Бард»; катер «Волна»; катер «Ласточка»; катер «Коля»; парусный паровой баркас «Койот»; моторная лодка «Кругом»; моторная лодка «Около»; баржи деревянные различной грузоподъемности; деревянный пяти секционный плавучий док; пристани Байкал, Танхой и Мысовая с вилками для стоянки ледокола «Байкал» и подъемными мостами для погрузки на него вагонов при различных горизонтах воды и осадках ледокола, с маяками, электрическими станциями и паровыми сигнальными сиренами; мастерские (слесарная, котельно-сборочная, кузнечная, литейная, медницкая, столярная, малярная) и лесопилка, расположенные в селе Лиственичном, в семи верстах от пристани Байкал; контора службы, склад, жилые дома и больница, расположенные в селе Лиственичном. Кроме этого, было несколько жилых домов при пристанях.
Таким образом, структура службы переправы и порядок организации ее деятельности складывались одновременно с созданием основных перевозочных средств и строительством главных гидротехнических сооружений. Сложившись и оформившись в целом в 1899-1901 гг., служба переправы все последующие годы своего существования практически не изменялась. Позже, в годы суровых испытаний, вызванных воинскими перевозками, сама жизнь подтвердила эффективность сложившейся структуры службы, созданной в России в опытном порядке. Такова в целом история организации железнодорожной переправы на Байкале. Основным ее звеном были два судна: паром-ледокол «Байкал» и пассажирско-грузовой пароход - ледокол «Ангара». Эти пароходы проходили расстояние от станции Байкал до Мысовой за 3 часа 30 мин. при хорошей погоде. А между станциями Байкал и Танхой - за 2 час. 20 мин.
За 1900-1909 гг. со станции Байкал на восточную сторону озера всеми средствами паромной переправы было перевезено: пассажиров - 1 460998 человек, грузов - 80 231 086 пудов, животных - 158 838 голов, паровозов и тендеров 1 864, классных пассажирских вагонов - 2434, груженых товарных вагонов - 100 984, порожних товарных вагонов 38807, груженых платформ- 23457, порожних платформ -4 803. Было перевезено тысячи наименований грузов. Среди них повозки, миноносцы и подводные лодки. В 1900-1905 гг. от Байкальской переправы зависело очень много, и не случайно она находилась в центре внимания не только всех структур Министерства путей сообщения, но и министров экономики, финансов, военного, морского, а также государственного контролера и самого императора Николая II.
Всего паромная железнодорожная переправа функционировала на Байкале более 18 лет. После постройки Кругобайкальской железной дороги структура паромной переправы существенно изменилась. В полную силу работал только ледокол «Байкал». Сама переправа успешно работала до тех пор, пока трудился этот богатырь, сравниваемый некоторыми инженерами за свои размеры и технические параметры с такими реликвиями России, как Царь-пушка и Царь-колокол.
Из статьи, кандидата исторических наук В.Третьякова, в журнале "Земля сибирская"
|