В 1933 году Москва торжественно встречала участников первого советского автопробега. Первые детища советского автопрома смогли проехать 9400 километров от Москвы до Кара-Кумов, по пустыне и обратно, даже не очень сильно поломавшись в пути. Только некоторые американские детали не выдержали суровых российских условий. Автопробег «Москва–Кара-Кумы–Москва» был задуман как проверка на прочность молодого советского автопрома, только полгода назад сумевшего наладить серийный выпуск автомобилей. Ехали 23 машины, причем три из них были собраны вручную из иностранных запчастей, а остальные были самыми обычными серийными – АМО-3, ГАЗ-А и грузовички ГАЗ-АА. В пробег отправились также трехосные ГАЗ-ААА и «Газик» на шинах «сверхбаллон», специально подготовленных для езды по бездорожью. Условия пробега, по воспоминаниям очевидцев, были не приведи господи. Автомобили зарывались в песок по ступицы; пыль проникала всюду; температура в салонах доходила до 75 градусов. Бывали дни, когда средняя скорость движения составляла километр в час. Но пробег продолжался, а его участники занимались попутно археологическими, геологическими и другими исследованиями. В пути особенно хорошо зарекомендовали себя отечественные шины из синтетического каучука, а также трехоски с задними мостами советского производства. Они работали безотказно, тогда как их американские конкуренты – мосты фирмы «Тимкен» –постоянно ломались. По результатам автопробега советские конструкторы произвели некоторые изменения в серийных автомобилях: были усиленны задние мосты грузовиков, улучшены системы охлаждения двигателей, введены фильтры для очистки воздуха, после пробега ставшие привычными на серийных грузовиках. Октябрьский номер журнала «За рулем» 1933 года с восторгом писал об автопробеге: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса во главе с товарищем Сталиным, побед генеральной линии партии большевиков».
Пробег Москва-Каракумы-Москва стартовал 6 июля 1933 года от Автозавода имени Сталина.В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях (выкрашенные в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца) из которых 6-легковых ГАЗ-А, 6-грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, 2-опытных образца трехосных ГАЗ-ААА, 4-2,5-тонные грузовика АМО-3 , 3-импортные трехосные Ford-Timken, 1-экспериментальная трехоска НАТИ-ГАЗ и 1- капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-АА.
Из 23 автомобилей три были собраны вручную из иностранных запчастей, а остальные были самыми обычными серийными легковыми ГАЗ-А и грузовыми ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и АМО-3. Среди них выделялся ГАЗ-А на шинах «сверхбаллон», специально подготовленных для езды по бездорожью.
ГАЗ А-(сверхбаллон),№ 1-й и 4-й
ГАЗ А-(обычные),№ 2-й 3-й 5-й 21-й
ГАЗ АА-ААА-№ 6-16 и 22-й
АМО 3 (ЗИС-5) № 17-20-й
|