Экспортных модификаций было три. Праворульная обозначалась как ГАЗ-24-54, а 24-76 и 24-77 — «машинокомплекты» седана и универсала для бельгийской фирмы Scaldia-Volga, устанавливавшей на Volga GAZ M24D, продававшуюся в Европе, дизель Peugeot Indenor (75 л. с.).
В пяти экземплярах изготовили полноприводный ГАЗ-24-95 на агрегатах УАЗа, при этом конструкторы сумели обойтись без рамы! По заказу КГБ малыми партиями строились «догонялки» ГАЗ-24-24 с двигателем от «Чайки» ГАЗ-13 для слежки за автомобилями иностранных дипломатов. Максимальная скорость такой «Волги» составляла 200—220 км/ч. Водили «догонялки» высокие профессионалы: тяжелый мотор приходилось уравновешивать чугунной плитой в багажнике массой 200 кг, а гидроусилителя руля не было — места ему под капотом не оставалось.
Полноприводные ГАЗ-24-95 обслуживали лично «главного охотника СССР» Леонида Ильича. Забавно, что эмблема с оленем на носу этих машин была не красная, а зеленая!
Главное — безопасность
Постоянно совершенствовалась и базовая модель. Сначала с правого переднего крыла исчезло зеркало, а левое передвинули к стойке ветрового стекла. В 1973-м изменился радиоприемник, а в 1974-м на задних стойках появились фонарики, загоравшиеся при открывании задних же дверей. Через год ленточный спидометр, дававший сбивчивые показания из-за сильных колебаний красной полосы на ходу машины, заменили стрелочным.
Первую серьезную модернизацию ГАЗ-24, продиктованную возросшими требованиями к безопасности, провели в 1977—1978 годах. На бамперах появились клыки с резиновыми вставками и противотуманные фары, сбоку передних крыльев — повторители указателей поворотов, в салоне — ремни безопасности, из-за которых ликвидировали передний трехместный раскладной диван. Кстати, те ремни были неинерционными и регулировались вручную каждым седоком. Панель приборов и сверху и снизу покрыли полихлорвинилом под шагрень, под которым находился слой мягкого пенополиуретана.
В 1977-м из-за появившихся ремней безопасности было упразднено переднее раскладное место для третьего седока
Но рукоятки панели погрубели и стали исключительно черного цвета с небрежно нанесенными символами — раньше-то они были стильными, иногда даже со вставками цвета слоновой кости. Для обивки салона всех, даже не специальных, машин стали применять простую ткань и даже кожзаменитель.
«Вглядываясь в продукцию советского автомобилестроения, восторгаешься той инженерной школой, благодаря которой возникли эти потрясающие воображение конструкции», — причмокивая, произнес «главный автолюбитель СССР» Леонид Ильич Брежнев в 1979 году. На что он тогда засмотрелся, неясно, но уж точно не на ГАЗ-24 — «Волга» срочно требовала замены.
Раздвоение личности
Но на заводе ограничились полумерами. Их результатом стало появление в 1982 году на основе ГАЗ-24 еще одной, параллельной, модели «Волги» — более солидного ГАЗ-3102, увеличенного до 4885 мм в длину за счет переднего свеса. Эту машину задумали еще в 1976—1977 годах, и ее создатели снова загрезили о V-образной «шестерке», а потом даже о 4,5-литровой «восьмерке»! Но в серию ГАЗ-3102 пошел со старой карбюраторной «четверкой», которая стала форкамерно-факельной — бензиновая смесь поджигалась не искрой свечи, а факелом раскаленных газов, вырывающихся из форкамеры. Мощность мотора увеличилась до 105 л. с., но упал крутящий момент. Конструкция оказалась сложной, ненадежной, и водители прозвали этот мотор «форкамерно-фекальным».
«Волга» ГАЗ-3102 стала родоначальницей всех нынешних «Волг»!
Из дизайнерских изысков ГАЗ-3102 выделяли отсутствие форточек и дверные рукоятки, утопленные в поверхность дверей. По-новому были оформлены передняя и задняя части кузова, изменились интерьер салона, приборная панель. На передних колесах появились дисковые тормоза, что пошло на пользу сделанным уже на основе 3102 «догонялкам» ГАЗ-31013.
Корма ГАЗ-3102 была выполнена в духе Mercedes-Benz W116 70-х годов
Кризис жанра
«Экономика должна быть экономной», — вещал с трибуны уже новый генсек Михаил Сергеевич Горбачев. Поэтому в 1985-м модернизировали ГАЗ-24 согласно именно такой установке. Новую модель обозначили 24-10.
В очередную эпоху всеобщего равенства и братства она многое позаимствовала от привилегированного ГАЗ-3102: комбинацию приборов, передние боковые окна без форточек, плоские рукоятки дверей, широкопрофильные шины. Протектор на этих шинах был летний, и не привыкшие к широким «лаптям» таксисты поначалу то и дело летали на таких «Волгах» с обледенелых набережных в Яузу и Москву-реку.
ГАЗ-24-10. Дитя перестройки и гласности лишилось «китовых усов» облицовки радиатора и неуверенно стояло на асфальте на диковинных широкопрофильных шинах
И поскольку денег в СССР становилось все меньше, «двадцатьчетверка» попутно лишилась фонариков на «гребешках» вентиляционных дефлекторов и поменяла хром облицовки радиатора на простой черный пластик. Зато ее передние кресла обрели подголовники, колеса — новые пластиковые колпаки, задние стекла вместо обдува теплым воздухом наконец-то получили электрообогрев, мощность мотора увеличилась на 5 л. с. Но все изменения внесли не сразу.
ГАЗ-24-10. Эта модель по демократическому принципу получила более современную приборную панель в стиле «министерского» ГАЗ-3102. Но в отличие от нее из гремучего жесткого пластика!
Весь 1985 год выпускали так называемый ГАЗ-24М. Буква «М» — не официальный индекс, а народная приставка от прозвища «мутант» — машины на заводе лепили из того, что было под рукой. К примеру, далеко не все снабжались передними дисковыми тормозами от ГАЗ-3102. Кроме того, из внешних изменений у переходной версии наличествовали разве что пластиковая облицовка радиатора, а в салоне новыми были только сиденья и рычаг стояночного тормоза, перекочевавший изпод рулевой колонки на центральный тоннель. Как раз тогда «двадцатьчетверка» лишилась качества сборки. «Министерской» стала «Волга» ГАЗ-3102, а «Волгу» 24—10 делали для частников и таксопарков. С захлестнувшим же в 90-х страну потоком иномарок ГАЗ-2410 потеряла свою главную особенность — недоступность и близость к власти.
ГАЗ-24-10 сняли с конвейера в 1992-м, и то по причине сильного износа кузовных штампов. Все оборудование продали Чебоксарскому авторемонтному заводу, и сегодня выпускающему для него запчасти. На этом историю «двадцатьчетверки» можно было бы и закончить...