Banned
Сообщений: 3,780
Сказал(а) спасибо: 11,461
Поблагодарили 5,480 раз(а) в 2,358 сообщениях
Регистрация: 20.04.2009
Адрес: Wonderland
|
ГАЗ-51 -
Описание
ГАЗ-51 — грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 1950-60-х. Первые опытные образцы были созданы перед Великой Отечественной войной, серийное производство развернуто с 1946 года. В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975. По советской документации ГАЗ-51 производили в Польше как Люблин-51 ( _pl. GAZ Lublin-51), Северной Кореe как Сынри-58 (Sungri-58) и Китаe как Юэцзинь НЖ-130 (Yuejin NJ130).
История создания
Проектирование базового автомобиля, получившего вначале марку ГАЗ-11-51, а впоследствии просто ГАЗ-51, началось в феврале 1937. В июне 1938 началось изготовление узлов, в январе 1939 — сборка, а уже в мае первый автомобиль поступил на дорожные испытания, закончившиеся в июле 1941. Летом 1940 опытный экземпляр ГАЗ-51 (с новой кабиной и облицовкой) экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов советского машиностроения.
Успешно прошедшие испытания позволили заводу в 1941 начать подготовку серийного производства ГАЗ-51, но началась Великая Отечественная война. Ряд агрегатов ГАЗ-51 (двигатель, полуцентробежное сцепление, коробка передач, карданные шарниры на игольчатых подшипниках) были к тому времени освоены заводом и нашли широкое применение в других выпускавшихся в те годы машинах.
Работы над автомобилем возобновились в 1943. Быстрое развитие техники в годы войны внесло свои неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Была произведена перекомпоновка и доработка машины. Накопленный опыт эксплуатации на боевых машинах, иностранного в основном производства, шестицилиндровых моторов позволил значительно усовершенствовать двигатель и обслуживающие его системы. В проект заложили хорошо зарекомендовавший себя гидравлический тормозной привод, спроектировали более современную и удобную кабину и облицовку. Были увеличены размеры шин, возросла грузоподъёмность автомобиля — до оптимальных 2,5 т, удалось достигнуть еще большей (до 80%) унификации с полноприводным вариантом грузовика — ГАЗ-63, а по двигателю — с четырёхцилиндровым мотором будущей «Победы».
В мае и сентябре 1944 построили два новых образца ГАЗ-51 (с различными вариантами оформления передка), а в июне 1945 — ещё два, окончательно отработанные (предсерийные). Уверенность в высоком качестве нового грузовика позволила заводу незамедлительно начать подготовку его производства. 19 июня 1945 ГАЗ-51 вместе с другими новыми советскими автомобилями был показан в Кремле членам правительства и получил полное одобрение.
Серийное производство
Благодаря опыту военного времени изготовление машины завод наладил очень быстро. Уже в конце 1945 года выпустили установочную партию — два десятка машин, а в 1946 году, еще до завершения испытаний, страна получила 3136 серийных грузовиков нового поколения.
Машина вышла удачной и предельно простой. Впервые в СССР решили нелёгкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными агрегатами и узлами.
ГАЗ-51 быстро полюбился за удачное сочетание быстроходности (скорость — свыше 70 км/ч), надёжности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления. Особенно необычной для грузовика была мягкая подвеска с эффективными амортизаторами, что позволяло машине развивать более высокую, чем ГАЗ-АА, среднюю скорость по проселку, несмотря на меньшую удельную мощность. Именно поэтому новые автомобили оказались наиболее подходящими для сельского хозяйства, куда и направлялась большая их часть.
С конца 1940-х сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на Иркутском (1950-1952) и Одесском (1948-1975) заводах. За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространённым автомобилем в стране. В 1958 годовой выпуск ГАЗ-51 достиг пика — было выпущено более 173 тысяч автомобилей. Грузовик производился 31 год. Последний ГАЗ-51А под номером 3481033 сошел с конвейера 2 апреля 1975 и был отправлен в заводской музей. Общий тираж ГАЗ-51 составил 3 481 033 экз., включая 11 418 экз. произведённых на Иркутском автосборочном заводе.
Особенности конструкции
Прогрессивная компоновка ГАЗ-51 (сдвинутые вперёд двигатель и кабина, что при сравнительно короткой базе позволяло иметь достаточно длинную платформу) до сих пор расценивается как образцовая. Многие технические новинки, применённые в автомобиле, в дальнейшем использовались автостроителями и на других машинах. К ним относятся износостойкие, из специального чугуна, гильзы цилиндров двигателя, хромированные поршневые кольца, жалюзи радиатора, предпускового подогревателя и маслорадиатора, применение которых резко повысило долговечность и надежность двигателя. На ГАЗ-51 впервые и очень успешно применялись такие ставшие потом общепринятыми решения, как алюминиевая головка блока, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъёмные тормозные барабаны, и многое другое. Найденные горьковчанами передовые технические решения в дальнейшем использовали и. другие автозаводы, в частности, при модернизации автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150.
Модернизация
Машина постоянно модернизировалась. Улучшалась система питания, деревянная кабина сначала стала комбинированной (в 1950), а затем цельнометаллической. В 1954 она стала отапливаться (пожалуй, впервые на грузовиках советского да и иностранного производства). Собственная масса автомобиля снизилась к 1962 году до 2296 кг. На ГАЗ-51А, производство которого началось в 1955, была увеличена платформа, на ней устанавливались откидные боковые борта (на предыдущих открывался только задний борт), монтировался более надёжный и эффективный ручной тормоз. На седельном тягаче ГАЗ-51П впервые в стране применили гидровакуумный усилитель тормозов.
На удивление выносливым и долговечным оказался и двигатель ГАЗ-51. Даже будучи сильно изношенным, мотор все равно, пусть кое-как, но продолжал работать, несмотря на крайне малую компрессию и низкое давление масла. Его живучесть была феноменальной. Ремонт мотора не вызывал затруднений, и мог производиться в стенах любой мало-мальски оборудованной мастерской. Блок цилиндров выдерживал до пяти ремонтных расточек. Освоенный еще в начале 1940, он, кроме грузовиков ГАЗ вплоть до последних их моделей, долгие годы применялся (форсированный до 90 л. с.) на легковых автомобилях ГАЗ-12, автобусах, тягачах, спецмашинах и выпускался до 1989 года.
Экспорт
В конце 1940-х начался массовый экспорт ГАЗ-51У. Особенно много ГАЗ-51АУ (экспортный) и ГАЗ-51Ю (тропический) было отправлено в 1950—1960-х в развивающиеся страны Азии и Африки. Существовала и экспортная усиленная модификация ГАЗ-51В грузоподъёмностью 3 т. Она успешно эксплуатировались в Венгрии, ГДР и Финляндии.
|