Porsche-911S London-Sydney Marathon №58, 1968 г.
В Великобритании происходил экономический застой, вызванный последствиями Второй мировой войны. Страна испытывала серьёзные потрясения, которые выражались в девальвации национальной валюты. Отдельные деятели Великобритании пытались предпринять что-то для общего подъёма экономики.
Одним из таких лиц стал владелец Daily Express сэр Макс Эйткен (John William Maxwell «Max» Aitken), который выдвинул идею создать информационный повод для подъёма настроений в стране. К тому же этот повод газета могла бы использовать сама и тем самым поднять свой собственный рейтинг. В итоге владелец газеты и два руководителя предприятия — Джоселин Стивенс (Jocelyn Stevens) и Томми Сопвит (Tommy Sopwith) — решили спонсировать спортивное мероприятие, в котором могли бы хорошо выступить именно представители Британии.
Выбор пал на автогонки, которые должны были выгодно представить продукцию британского автопрома за рубежом. В первую очередь претендентами на победу считались национальные марки Rootes Group и British Motor Corporation. Трасса соревнований была проложена не случайно и охватывала существенную часть территорий бывших британских колоний. Это Иран, Афганистан, Пакистан, Индия и Австралия.
Приз за победу в гонке составлял £10000. Позже были предложены и другие призы: за второе место — £3000, за третье место — £2000 и еще один специальный приз за лучшее достижение экипажа из Австралии также £2000. На проведение гонки было подано около 800 заявок, 100 из них были приняты, а на старт гонки в Лондоне вышли 98 экипажей.
И вот в воскресенье 24 ноября 1968 года в 2 часа дня 98 бесстрашных экипажей взяли курс от площади возле Crystal Palace в Лондоне на далекий Сидней. Так началось величайшее в истории автомобильное ралли, которое официально называлось Daily Express - Sunday Telegraph London to Sydney Marathon. Участники представляли 22 марки автомобилей из 14 стран. Протяженность маршрута 16000 км, из которых европейско-азиатская часть 10000, остальное Австралия. Путь пролегал через Францию, Италию, Югославию, Болгарию, Турцию, Иран, Афганистан и Западный Пакистан в Бомбей. Далее 75 (в некоторых источниках указывают 70 или 72) лучших экипажей на корабле были доставлены во Фримант, Австралия. Количество экипажей ограничивалось возможностями теплохода «Чусан». Как говорится, кто не успел, тот опоздал! Через три дня 18 декабря в Сиднее из них финишировали только пятьдесят шесть.
За несколько сотен километров до финиша казалось, что уже ясно кто займет призовые места - два экипажа на автомобилях Ford по пятам преследовали лидировавший Citroen. Но совсем неожиданно, как это часто бывает в автоспорте, вся тройка лидеров столкнулась с различными проблемами. Франко-бельгийский экипаж Бьянки/Ожье (Bianchi/Ogier) на Citroen-DS21 столкнулся с некстати подвернувшимся Mini. Потребовалось полчаса для того, что бы с помощью резака высвободить Бьянки. Со сломанной ногой и травмами лица его доставили в госпиталь. Лидировавший практически на всем пути до Австралии британский экипаж Кларк/Андерсон (Clark/Andersson) на Ford-Lotus-Cortina уже однажды преодолел проблему с двигателем, но на этот раз долго провозился с задним дифференциалом и опустился на 10-е место. При этом Кларк убедил незнакомого австралийца продать ему задний мост для замены вышедшего из строя! Шанс на победу получил экипаж Лампинен/Степелер (Lampinen/Stapelaere) на Ford-20M RS. Однако удача отвернулась и от них. В одном из быстрых поворотов Степелер, потянулся за чем-то и допустил опрокидывание… Автомобиль уже не смог двигаться дальше.
Вот так неожиданно победил британский экипаж Коуэн/Койл/Малкин (Cowan/Coyle/Malkin) на Hillman-Hunter. Второе место заняли так же британцы Хопкирк/Нэш/Пул (Hopkirk/Nash/Poole) на BMC-1800 MkII, которые останавливались для того, что бы оказать помощь французскому экипажу и потушить пожар. Третьими прибыли австралийцы Воан/Форсайт/Эллис (Vaughan/Forsythe/Ellis) на пятилитровом Ford-Falcon.
А вот четвертое место занял экипаж Засада/Ваковски (Zasada/Wachowski) на Porsche-911S, который прибыл на финиш всего лишь через минуту после австралийского экипажа. Это была большая неудача! После того как поляки на одном из скоростных участков в Турции повредили тормозные трубки и шины, уже в Австралии они стали жертвой собственной невнимательности… Собислав Засада ожидал своего времени старта на контрольном пункте, совершенно позабыв, что в данный момент он находится уже в другом часовом поясе (в Австралии четыре часовых пояса) и давно уже должен был стартовать… За опоздание на старт спецучастка польский экипаж получил две минуты штрафа и таким образом лишился призового места. Что может быть обиднее четвертого места – первого среди не призовых! Да еще после такого долгого пути…
Из 12 команд в полном составе до финиша добрались лишь четыре. Таким образом в командном зачете места распределились в следующем порядке: 1-е место Ford (Австралия), 2-е место ВМС-Austin и 3-е место ВМС Morris (Великобритания).
Всего в этом марафоне принимали участие три автомобиля марки Porsche:
Немецкий экипаж №55 – 911T – Herrmann/Schuller, 15-е место. Это лучший результат среди частных экипажей.
Польский экипаж №58 – 911S – Zasada/Wachowski, 4-е место.
Британский экипаж №59 – 911 – Porsche Cars GB Ltd Hunter/Davenport, сход в Кабуле из-за поломки двигателя.
У этой машины были некоторые интересные и специфические особенности. Багажник на крыше вместе с передней защитой являлся неотъемлемой частью. Элегантная стальная рама – знаменитый «кенгурятник» – установлена на петлях и откидывалась назад для обеспечения доступа к переднему отсеку и лучшей обзорности в отсутствие опасности появления животных. Гибкие шланги, закрепленные на крыше, применялись для преодоления глубоких водных преград.
На багажнике крыши были закреплены 4 шины и 3 пластмассовых 20-литровых канистры. Одна емкость предназначалась для использования в качестве запасного масляного бака. Специальные шланги подавали масло в двигатель. Другая канистра использовалась в качестве запасного топливного бака на случай повреждения основного 200-литрового. Назначение третьей мне не известно. Возможно еще одна емкость для топлива.

В салоне устанавливались специальные ковшеобразные сиденья. Сзади посередине крепился огнетушитель с выходом непосредственно в зону корпуса сцепления. Сбоку от огнетушителя располагался 20-литровый бак для воды.
Кроме стандартных инструментов автомобиль комплектовался ножовкой по металлу, топором и 2-ручной пилой по дереву. Также на борту была лебедка, которая крепилась на шпильки заднего колеса. Вместо легкосплавных колес применялись стальные. Запасные катушки, топливный насос, аккумулятор и прочие «мелочи» крепились рядом со своими штатными местами. Звуковым сигналом с ножным приводом управлял штурман. Спидометр был отключен, в остальном панель приборов была серийной от модели 911S.
Из-за низкого качества топлива в Азии, степень сжатия снизили до 8,6. В такой конфигурации двигатель развивал мощность 162 л.с. при 6400 оборотах в минуту. Общий вес автомобиля с экипажем, топливом и снаряжением составлял 1450 килограммов.
Материал подготовлен Sergio_id

