"В конце декабря 1881 года молодой маркиз Феликс Филипп Альбер де Дион де Вандонн де Мальфьянс последний потомок властителей Валя гулял по Парижу, в поисках подарков для своих родственников и друзей, прогуливаясь по Итальянскому Бульвару случайно его взор пал на витрину, за которой ездил игрушечный паровозик работающий на пару. Он немедленно захотел купить такой же и продавец по фамилии Жиро дал адрес людей, которые построили эту игрушку. Молодой граф отправился на улицу Де-ла-Шапель, где была крошечная мастерская, в которой два сводных брата занимались изготовлением механизмов для украшения витрин магазина Жиро, а так же масштабные копии механизмов инжиниринговой компании "Ducretet". Это были братья Жорж Бутон и Шарль-Арман Трепарду. Молодые люди разговорились, и оказалось что талантливые инженеры работали за гроши, но мечтали о более глобальных подвигах, Трепарду например, мечтал построить самодвижущийся паровой экипаж, та же мысль витала в голове молодого повесы и дуэлянта Де Диона, он соглашается спонсировать проект. 1882й год ушел на поиск нового места для дислокации мастерской. В 1883 основывается фирма "De Dion, Bouton et Trepardoux" в 16-м районе Парижа на улице Перголези. Фирма начинает свой путь с производства генераторов для морской техники, вскоре Трепарду строит котёл с интегрированной в него топкой, двигатель развивает 3л/с и установлен спереди рамы, которую изготовили мастера велосипедного дела братья Ренар. Двигатель приводит в действие передние колёса, а управляемые — задние. Однако во время испытаний машина загорелась и сгорела дотла. Но "De Dion Bouton" быстрыми темпами улучшала свои конструкции, и к середине 90-х годов ХIX века их паровики стали самым надежным универсальным транспортным средством. Универсальным потому, что паровик был простым тягачом, по сути трактором, присоединяя к которому разнообразные прицепы, можно было получить и грузовик, и автобус.
В 1894-м году проходят первые массовые гонки моторизированных экипажей по маршруту Париж-Руан. Де Дион выставляет свой экипаж на гонки, это паровой трактор к которому прикреплён прицеп, и удивительное дело, он приходит к финишу первым, пройдя 127 км, со средней скоростью в 18 км/ч, однако судьи дисквалифицировали экипаж, якобы за техническую отсталость, поскольку водителю нужен помощник, который подкидывал бы уголь в топку, чтобы самоходка могла двигаться. Победу присудили командам фирмы "Peugeot" и "Panhard et Levassor", но на тот момент именно паровик одержал верх над бензиновыми автомобилями".
http://www.drive2.ru/users/def-aleks/blog/57642/
Модель этого трактора представлена здесь.