Цитата:
stasm74:Я– 4 1928-29 Владимир Волчанецкий
Георгий-очень удивил и порадовал совсем не ожидал увидеть такое замечательное продолжение. Может и ФИНОКО еще увижу? )))
|
Уважительное спасибо, Стас, но нет, на Финоко я не поведусь )))
Цитата:
ingvar:Георгий, с очередным раритетищем. Мои
|
Спасибо, Игорь! Сейчас же продолжаем.
Цитата:
петр:Да нет,Георгий,они в одном ряду
|
Поклон тебе,
Пётр! Вот тогда ещё, в тот же ряд:
За помощь в приобретении этой модели сердечно благодарю
Юру (yrgin) и Петра!
Приведу здесь выдержки из статьи Михаила Соколова «Первый трёхосный»:
Этот автомобиль появился на свет в 1931 году и мелкосерийно производился в течение 8 лет. Он не обладал какими-то особо выдающимися характеристиками и даже не претендовал на статус оригинальной конструкции, фактически оставаясь лишь модификацией, к тому же так и не став полностью отечественным автомобилем. И все же, не смотря ни на что, именно он стал первой сделанной в СССР серийной моделью трехосного грузовика.
Вывод отсюда напрашивается только один: из-за нехватки времени, отведенного на создание трехосной машины, конструкторы ЯГ-10 пошли по пути наименьших затрат, полностью заимствовав импортную (Moreland) конструкцию этого узла.
Вообще же, называть ЯГ-10 полностью отечественным автомобилем можно лишь условно, так как для него (как и для базовой модели Я-5) использовались импортные силовые агрегаты «Геркулес» («Hercules-YXC», 93,5 л.с.), шедшие вместе с карбюратором, магнето, регулятором, вентилятором в сборе, воздушным фильтром, глушителем и всеми рычагами управления. В комплекте с двигателями закупались также многодисковые сцепления фирмы Brown-Lipe и 4-ступенчатые коробки передач Brown-Lipe-554. Да и сам Я-5, по правде говоря, представлял собой глубокую модернизацию «White-ТАD» времен Первой мировой войны.
Однако даже в таком виде конструкция ЯГ-10 являла собой значительный шаг вперед, сделанный отечественным автопромом. Напомним, что на календаре был еще только 1931 год.
Прогоны и проверки помогли устранить некоторые конструктивные недостатки и провести работы по модернизации. Так, серийный ЯГ-10 уже имел демультипликатор, позволявший понижать скорость, а значит – увеличивать силу тяги в 1,4 раза на любой передаче. При грузоподъемности 8000 кг и массе в снаряженном состоянии 5430 - 6000 кг мог преодолевать подъем с полной нагрузкой до 25 град. При наибольшей скорости 42 - 45 км/ч (а не 52, как ошибочно указано в ряде публикаций), ЯГ-10 имел эксплуатационный расход топлива 45 - 55 л на 100 км пути. Объем бензобака равнялся 177 л. Длина составляла 6990 мм, ширина – 2340 мм, высота – 2580 мм, база (до среднего моста) – 3600. Размер шин высокого давления – 40х8 дюймов. Для повышения проходимости предусматривались съемные гусеничные цепи типа «Оверол» («Оverall»). Однако с самого начала производства ЯГ-10 его главной бедой и проблемой стал двигатель, а вернее – его отсутствие. Собственного производства двигателей ЯГАЗ в то время не имел. Если в 1929-31 годах Я-5 и Я-6 оснащались импортными 93,5-сильными двигателями «Неrcules-YXC», то в 1932 году поставки их прекратились.
Впрочем, здесь есть заблуждение. Разные источники указывают дату окончания выпуска ЯГ-10 либо 1934, либо 1935 годом, что неверно. Фактически ЯГ-10 выпускался с 1932 по 1940 год. По годам выпуск распределялся следующим образом: в 1932 году построили 35 экземпляров; в 1933 году - 78; в 1934 году - 50; в 1935 году - 15; в 1936 году - 75; в 1937 году - 18; в 1938 году - 27; в 1939 году - 20; в 1940 году - 4 экземпляра. Кроме того, в 1938 - 1940 годах было выпущено 10 автомобилей ЯГ-10 с двигателями «Неrcules» большей мощности - 103 л.с. Иногда этот автомобиль условно называли ЯГ-10М. Итого, было изготовлено всего 333 экземпляра ЯГ-10.
Я не собираю грузовики, тем более большегрузные. Но от такого шедевра в пару к ЯГ-4 не отказался. Смотрите, свободная стая:
ЯГ – 10 1932-40, мастер В. Волчанецкий, латунь, пайка. Ранняя работа.
Съёмка снова слабая, грузовики снимать не умею, особенно в искусственном освещении.