Показать сообщение отдельно
26.10.2009, 19:08   (#2) Старый
transformer-f transformer-f вне форума
Профессионал
... второго класса
 
Сообщений: 213
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 672 раз(а) в 138 сообщениях
Регистрация: 24.11.2007
Репутация: 1200
По умолчанию

КАК ОТЫСКАЛСЯ ЯТБ
«Лет десять назад я наткнулся на статью в журнале «Техника — молодёжи», где говорилось, что ни одного троллейбуса из Ярославля — ЯТБ — не сохранилось. Я даже и не надеялся его отыскать: ЗИУ-5 встречались довольно часто, МТБ-82 — гораздо реже, ну а довоенные ЯТБ… Ветераны в один голос утверждали: «Да они все сгнили уже! Ведь полвека прошло…»
Надо заметить, что именно такие машины открывали движение в Ленинграде в 1936 году. Но большинство из них погибло во время блокады, а последний ЯТБ был списан в 1959 году.
И всё-таки меня не покидала надежда найти троллейбус. Я даже предпринял попытку разыскать останки ЯТБ, который когда-то стоял в первом троллейбусном парке, изредка выезжая покатать детей или на съёмки исторических фильмов: («Рождённая революцией», «Блокада», «Записки мёртвого человека»). Но последний фильм стал последним и для троллейбуса: его сожгли по ходу действия.
Со временем я отчаялся: все поиски оказывались безрезультатными. Иногда кто-нибудь утверждал, что видел такой троллейбус, однако он на поверку оказывался послевоенным МТБ-82.
Но однажды мне приснился сон, что я нахожу что-то подобное. И всего через день, 29 октября 1996 года…
…Он стоял посреди садового участка, в 70 километрах от города. Удивительно, как хорошо он сохранился! На своих местах были почти все стёкла, декоративные накладки, даже колёса. Оказалось, троллейбус попал сюда еще в 1954 году, и вначале в нём жило несколько семей (! — АР), а затем его приспособили под сарай.
Никто не знал толком, как его перевозить. Решили было разобрать на месте — но деревянный каркас кузова мог просто-напросто рассыпаться: мы бы привезли комплект дров!
Пока думали-гадали — наступила зима. А весной мы все же решились вывезти ЯТБ с участка. Своим ходом, на буксире.
И тут нас поджидал главный сюрприз. Оказалось, что перед нами не ЯТБ-4 или ЯТБ-2, а троллейбус самой первой модели, ЯТБ-1! Об этом говорили и нанесённый на перегородку парковый номер 44 (судя по нему, машина пришла в Ленинград где-то в начале 1937-го), и прямоугольное отверстие в полу для верхней части двигателя, и расположение буксировочного устройства (посредине).
А вот перегородка в салоне, крыша без выступа посредине и прочие «неоригинальные» детали появились уже после войны — при капитальном ремонте.
Перед транспортировкой кузов укрепили деревянными распорками, привезли шины от старого МТБ (они подходили сюда), смонтировали рулевое управление. А сам переезд достоин отдельного описания: машину вытягивали с участка сначала ЗИЛом-130, потом внедорожником Mitsubishi — и, наконец, тягач МАЗ отбуксировал останки троллейбуса в парк. С тех пор прошло пять лет…
Миниатюры

Последний раз редактировалось transformer-f; 26.10.2009 в 19:19.
Ответить с цитированием
2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Anvar (21.08.2010), АВТОБУСNИК (10.09.2023)